воскресенье, 1 января 2017 г.

Трамп несет миру «черных лебедей» - Карл Бильдт

В августе 2015 года я написал: “Если Дональда Трампа выберут президентом Соединенных Штатов, нам всем понадобятся бункеры”.

Об этом сейчас напомнил бывший министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт.

Тогда вероятность его победы казалась невысокой. И все же. Да, подготовка бункеров, наверное, не лучшая ответная реакция (по крайней мере, пока), но мир однозначно стал гораздо опаснее.

Почти два года назад бывший советник по Национальной безопасности и госсекретарь США Генри Киссинджер предупредил комитет Сената по вооруженным силам о том, что по всему миру происходят восстания и конфликты. Как отметил Киссинджер: “Соединенные Штаты не сталкивались с таким количеством сложнейших кризисов с момента окончания Второй мировой войны”.

В тему - Трамп: наглец, хам и самовлюбленный делец - Deutsche Welle

Эти слова справедливее в отношении европейцев. Европа сейчас чувствует себя так, словно окружена кольцом огня: на востоке — реваншистская и ревизионистская Россия (фашистское государство, признанное 27.01.15 Верховной Радой страной-агрессором), на юге — проблемы и конфликты от Ближнего Востока до Северной Африки.

С весны 2014 года, когда Россия начала разжигать конфликт на Донбассе и в других частях Восточной Украины, там погибли 10 тыс. человек, а 2 млн вынуждены были покинуть свои дома. И эти ужасные цифры бледнеют на фоне гуманитарных катастроф в Сирии, Йемене и Ливии.

Теперь НАТО планирует разместить своих солдат в Польше и трех странах Балтии — Эстонии, Латвии и Литве, а ЕС пытается справиться с потоками беженцев и удержать контроль над своими внешними границами.

Российская угроза безопасности привела к постепенному повышению европейских расходов на оборону. Это серьезная перемена, поскольку Евросоюз традиционно называет своей главной целью мир и благополучие, теперь же повышает траты на военные дела.

“Сложнейшие кризисы”не пощадили и Саудовскую Аравию, откуда я пишу эту колонку. Похоже, никто не знает, как вернуть стабильность в Йемен и Ливан, но все знают: чем дольше продолжается конфликт, тем вероятнее дестабилизация всего региона. Эту угрозу игнорировать нельзя.

Не менее тревожны и голоса из Вашингтона, призывающие к возобновлению конфронтации с Ираном — буквально сразу же после того, как ядерная сделка защитила нас от этой конфронтации (если не от полноценной войны).

В тему - Пылкая любовь дебила Трампа к ничтожеству Путину - The New York Times

И по всем этим вопросам администрация Трампа может отреагировать очень неоднозначно, учитывая все услышанное и увиденное во время предвыборной кампании и после победы. Последние недели показали: кажется, нас ждет эра постоянной международной дестабилизации через Твиттер.

Например, поставив под сомнение давно занятую Америкой позицию “одного Китая” в отношении спора с Тайванем, Трамп показал, что готов пересмотреть даже самые фундаментальные принципы и договоренности США. Это вызывает тревогу у многих европейских столиц.

Разумеется, новые американские администрации всегда проходят период относительной неуверенности. Новой команде требуется время, чтобы разобраться и составить план с учетом информации, прежде им недоступной (например, данных спецслужб). Кризисный менеджмент — вид искусства, которому можно научиться лишь на собственном опыте.

Тем не менее после долгих лет роста нестабильности у нас нет выбора, кроме как предположить, что в будущем нас ждут новые “черные лебеди”. От Донбасса до Северной Кореи и Персидского залива — ситуация может выйти из‑под контроля где угодно.

В обычные времена сеть международных отношений обеспечивает достаточную предсказуемость, чтобы справиться даже с неожиданными событиями и не привести к столкновению сильнейших держав. В последние десятилетия происходило всякое, но полноценных катастроф удавалось избежать.

В тему - Полоумный Трамп может признать аннексию Крыма

Однако те времена подошли к концу. Мы входим в период геополитической волатильности: меньше стабильных союзов, больше неопределенности. Не следует преувеличивать риск выхода ситуации из‑под контроля, но нельзя и отрицать, что следующий кризис может быть гораздо серьезнее тех, к которым мы привыкли. Хотя бы потому, что он будет менее управляемым. И это само по себе вызывает тревогу.

Со временем мир привыкнет к администрации Трампа, а администрация Трампа — к миру. Но сегодня, когда повестка дня непредсказуема, а каждый печется в первую очередь о собственных интересах, нужно готовиться к тому, что хаос может выйти на глобальный уровень.

Другими словами: прятаться в бункер пока не стоит, но построить его на всякий случай не помешает.