четверг, 9 февраля 2017 г.

Неадекватный Трамп ведет США к кошмарному кризису - The New York Times

С каждым днем поведение президента становится все более тревожащим. Сначала он оскорбляет федерального судью, бросившего ему вызов; на следующий день без каких-либо доказательств обвиняет медиа в том, что те скрывают незаконное голосование или акты терроризма. Его неуважение к институциям и правде обнаруживается так быстро, что вы начинаете забывать, насколько безумно такое поведение для взрослого человека, тем более президента, и какой кошмар начнется, когда мы столкнемся с реальным кризисом. А кризисы неизбежны из-за неадекватности мировоззрения президента Трампа.

Почему? Современный мир невероятно взаимозависим. Глобализация рынков, распространение мобильных телефонов, ускорения развития технологий и биологии, новые волны мигрантов и изменения климата взаимосвязаны, и все они влияют друг на друга. Поэтому нам нужен президент, способный объединить все эти моменты и составить план, позволяющий выжать из них максимум и избежать всех негативных сторон.

В тему - The Financial Times: Трамп и Путин - братья по нарциссизму, мир ждут опасные времена

Но Трамп – эксплуататор моментов, а не тот, кто в состоянии объединить их. Он сделал ряд безрассудных, не связанных между собой обещаний, и теперь просто пытается выполнить их по отдельности, не думая о связях между ними и возможных побочных эффектах.

Это отличный способ сделать Америку снова слабой.

С чего бы мне начать? Трамп хочет ужесточить политику в отношении Китая в сферах торговли и безопасности. Это не безумие. Но как бы я это сделал? Я бы создал альянс государств, окружающих Китай и торгующих в Тихоокеанском регионе, и вовлек бы их в торговый договор, поддерживающий верховенство права в американском стиле, предоставляющий американцам более широкий доступ к их рынкам и продвигающий американские ценности – в противовес китайским. Я назвал бы его Транс-Тихоокеанским партнерством – ТТП, если коротко.

Ой, постойте. Ведь это сделал президент Обама, а Трамп отменил ТТП в свой первый день на посту – уверен, даже не прочитав его. Теперь у наших союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе куда больше поводов попасть под влияние Китая и согласиться на его правила. Невероятно умный ход со стороны Трампа.

И, кстати, почему рабочая сила в Мексике дешевле, чем в Америке? Одной из причин являются более низкие стандарты и слабые права рабочих. Итак, чего ТТП потребовал бы от Мексики? Повысить эти стандарты.

В тему - Трамп угрожает Мексике войной - Time

Но Трамп строит стену, чтобы оградиться от мексиканских иммигрантов и заставить американские компании вернуться в США. А что случилось после 11 сентября, когда переходы через границы с Мексикой и Канадой были жестко ограничены? Некоторые линии сборки в США попросту закрылись, потому что их производственные цепочки включали в себя Мексику и Канаду. 

И если Трамп заставит все американские, но, по факту, международные корпорации вернуться в США, к чему это приведет? Нанесет удар по мексиканской экономике, так что больше мексиканцев попытаются попасть в США, а также поднимет затраты для промышленников. Что они сделают? Перенесут производства в США, но максимально автоматизируют их, чтобы компенсировать затраты.

Трамп хочет объединиться с Владимиром Путиным для победы над ИГ – достойная цель. Но Путин не собирается побеждать ИГ. Он пытается уничтожить демократию в Сирии, чтобы удержать там при власти совершившего геноцид пророссийского диктатора.

Это что, теперь будет и наша цель? И кто является союзниками Путина в Сирии? Иран, Хезболла и шиитские наемники из Пакистана и Афганистана. Они теперь будут и нашими союзниками? Нет. Мы привлечем иракских и сирийских суннитов на помощь, говорит Трамп. Да вы что? Он же только что запретил им въезд США. Думаете, им будет очень хотеться с нами сотрудничать?

И кого еще мы не впустим из-за этого запрета? Помните Стива Джобса? Его биологическим отцом был Абдулфаттах «Джон» Джандали. Он приехал в Америку еще студентом, в 1950-х, и учился в университете Висконсина. Он был родом из Хомса, Сирия.

Удивительно, сколько бардака можно натворить, если не видеть связи между отдельными моментами.

Томас Фридман - трёхкратный лауреат Пулитцеровской премии, The New York Times (США)