четверг, 5 марта 2015 г.

Вы думаете, Порошенко сильно огорчен, что у него «конфисковали» завод в Севастополе?


Написать сию реплику меня подтолкнула вот эта фраза во вчерашней записи советника президента Олега Медведева на его странице в Фейсбуке: «Ранее приход к власти обогащал, теперь иначе. Став Президентом, Порошенко вылетел из рейтинга миллиардеров, обеднев на несколько сот миллионов, - что подтверждено "Форбсом", причем не нашим. Еще хорошая новость, которая должна была страну в целом порадовать: оказывается "Севморзавод", которым упрекали главу государства, Россия же конфисковала». 

Действительно, несколько дней назад в СМИ появилась информация, что у Петра Порошенко оккупационные «власти» Севастополя отобрали принадлежавший ему «Севморзавод».

Однако спешу успокоить тех, кто расстроился в связи с этой новостью, предположив, что наглое оккупационное «правительство» Севастополя, подконтрольное путинской России, взяло и конфисковало порошенковское предприятие.

Нет, на самом деле оккупационные «власти» Севастополя не употребляли в данном случае термина «конфисковали». Они сообщили, что приняли решение «национализировать» «Севморзавод», как и еще более десятка предприятий - «Севморсудоремонт», «Корабел», «Севмордорстрой», «Севморверфь», «Севмормаш», «Югсевморсервис», «Севморэнерго», «Новая эра», «Инкермебель», «Севморрэмо» и «Конструкторское бюро радиосвязи».

Национализировать же что-то и конфисковать — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Вспомним, как, например, в 2005 году, после победы «Оранжевой революции», украинская власть отняла у олигархов Пинчука и Ахметова незаконно приватизированный ими в 2004 году комбинат «Криворожсталь» (ныне покойный экс-глава ФГИУ Чечетов дал в 2005 году показания следователям об этой «прихватизации», совершенной им по приказу Кучмы)! А затем он был перепродан почти в 6 раз дороже индусу Лакшми Митталу на открытом приватизационном конкурсе.

Так вот, тогда у Пинчука с Ахметовым не конфисковали комбинат (хотя надо было так сделать), а именно национализировали. Поэтому после реприватизации и получения денег от Миталла им вернули выплаченную в 2004 году сумму за первую приватизацию «Криворожстали» - 4,26 млрд грн.

«Севморзавод» в Севастополе, как видим, тоже национализирован и поэтому его владельцу - президенту Порошенко - также полагается выплатить деньги. Тем более, что, как известно, Крым и Севастополь были в прошлом году аннексированы Россией, поэтому на полуострове де-юре действуют сейчас законы РФ. То есть, это вам не Луганда и Дебильная народная республика, как сейчас ЛНР и ДНР...

При этом ст. 35 Конституции России предусматривает, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда», принудительное отчуждение для государственных нужд также «может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». О том же говорится и в ст. 1 (защита собственности) протокола N1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ратифицирован РФ в 1998 году), где в числе требований к такому отчуждению упоминается еще и соблюдение «общих принципов международного права».

Поэтому адвокаты Порошенко наверняка со временем добьются приличного денежного возмещения за нынешнюю национализацию его завода в Крыму. Причем, вполне вероятно, что Петр Алексеевич получит даже намного больше денег за свой «Севморзавод» в Севастополе, чем если бы пытался ранее его продать.

Так что, возможно, Порошенко даже доволен такому обороту дел. «Севморзавод» в условиях кризиса ведь все равно наверняка или полностью стоит, или едва-едва загружен, принося лишь убытки. Соответственно, продать его можно было бы только за копейки. А так через российские и затем европейские суды, глядишь, можно будет добиться очень крупной компенсации...