В минувший вторник
президент Порошенко признался, что имел
накануне серьезный разговор с
премьер-министром Яценюком и главой
Нацбанка Гонтаревой. По результатам
совещания глава государства дал
Гонтаревой несколько важнейших поручений.
Некоторые из них стали известны еще
вчера, а одно должно было остаться
в тайне, но мне стало известно о нем из
достоверного источника.
В частности, в определенной
мере пролил свет на одно из своих
поручений главе НБУ во вторник сам
президент. Оно заключалось в том, что
Нацбанк во что бы то ни стало должен не
допустить банкротства Приватбанка.
Он при этом напомнил, что Гонтарева ранее заявляла, что государство будет поддерживать стабильность и эффективность функционирования Приватбанка. "И я как президент полностью поддерживаю такие действия правительства и Нацбанка по обеспечению стабильности "Привата". Мы никаких проблем с "Приватом" не допустим", – твердо пообещал Порошенко.
Данную информацию президент специально огласил во всеуслышание, дабы тем самым успокоить вкладчиков Приватбанка, которые в последние дни изрядно поволновались в связи с конфликтом между властью и владельцем этого банка Коломойским. Впрочем, как я недавно рассказывал, согласно информации из надежных источников, Порошенко и сам держит свои деньги на депозитах в Приватбанке.
Однако на упомянутой встрече в понедельник, на которой кроме Порошенко, Яценюка и Гонтаревой присутствовали еще несколько человек из администрации президента и из числа его советников, напряженно обсуждалась еще одна важная тема.
В частности, как мне стало известно из источника, в достоверности сведений которого я не сомневаюсь, Порошенко обратился с вопросом к Яценюку — знает ли тот, что у него обвалился рейтинг почти в 10 раз?
По-видимому, президент имел в виду недавно обнародованные результаты соцопроса Центра Разумкова, согласно которым уровень поддержки Яценюка и его «Народного фронта» действительно резко снизился — до 2-3%.
На этот вопрос глава правительства с натянутой улыбкой ответил, что у Порошенко тоже сильно снизился рейтинг.
Впрочем, президент признал правоту премьера на этот счет. А потом заявил, что одной из главных причин столь значительного падения рейтинга у него, у Яценюка и у всей власти является резкий обвал гривны.
При этом, по словам Порошенко, сейчас появилась возможность исправить ситуацию и нужно незамедлительно действовать.
Президент спросил у Гонтаревой, пришел ли первый транш в 5 млрд долл от МВФ? Та ответила утвердительно, удивившись, впрочем, вопросу — ведь Порошенко это прекрасно знал.
Затем глава государства обратился уже к премьер-министру с вопросом, не заканчивается ли уже скоро отопительный сезон, и не означает ли это, что в самые ближайшие дни Украина полностью прекратит любой импорт газа — как из России, так и из Европы? На что Яценюк ответил, что да.
А поэтому уже в самое ближайшее время есть веские основания для ревальвации гривны! - воскликнул Порошенко. На его вопрос, все ли с ним согласны, Яценюк и Гонтарева тоже ответили утвердительно.
Я, кстати, недавно подробно изложил факторы, которые как раз тоже обосновывали возможность укрепления гривны в оставшиеся месяцы весны и летом.
После чего участники совещания принялись активно обсуждать, до какого уровня можно сейчас опустить курс. Яценюк сказал, что его можно смело снизить до 20 грн/долл, но Порошенко отметил, что этого мало.
Гонтарева напомнила, что она в конце прошлого года оглашала в СМИ, что согласно расчетам экспертов оптимальным является курс 17 грн/долл. И что можно до этой отметки сейчас опустить курс, а потом осенью снова повысить его до 21-22 грн/долл, как заложено в бюджете-2015.
Однако Порошенко сказал, что и такого укрепления нацвалюты тоже будет недостаточно, и в свою очередь напомнил, как он в сентябре прошлого года публично заявлял, что справедливым является курс 12,95 грн/долл. И как потом этот курс Нацбанком удерживался до парламентских выборов, состоявшихся в конце октября.
Не хочу сейчас тратить время на поиск соответствующих прошлогодних публикаций, но я хорошо помню, что именно так и было. Что в один из сентябрьских дней Порошенко явился в Нацбанк на встречу Гонтаревой с банкирами и там потребовал, чтобы незамедлительно был снижен курс до 12,95 грн/долл с отметки 14 грн/долл, до которой на тот момент он достиг. И действительно уже на следующий день курс был опущен до 12,95, а потом он держался на этом уровне до самых выборов, для чего было потрачено из золотовалютных резервов 1,3 млрд долл. Но сразу после выборов — в начале ноября — курс подпрыгнул до 16 грн/долл...
Вот до этого значения и нужно сейчас опустить курс, потребовал Порошенко, обращаясь к Гонтаревой. До 13 грн/долл - уточнил он и добавил, что достичь указанной планки Нацбанк должен не позднее конца апреля.
Я рассказал эту «полезную» информацию, но хочу сразу предупредить, что данное распоряжение Порошенко может быть, все же, не выполнено Нацбанком по некоторым причинам. Например, столь существенному укреплению гривны может воспротивиться МВФ. Также помешают ревальвации гривны масштабные военные действия на Донбассе, если они возобновятся в ближайшее время.
Наконец, сам Порошенко может по каким-то причинам изменить в ближайшем будущем данное свое решение.
Кстати, я сейчас вспомнил, как прочитал в каком-то издании в этот же день, что и сегодня, но год назад, будто бы тогдашний кандидат в президенты Порошенко пообещал в случае своей победы на выборах передать все вырученные деньги от продажи собственного бизнеса в государственный бюджет. Мне еще тогда показалось такое его решение очень справедливым. Однако, как известно, этого потом не случилось...
Экономика от Пророка