Экс-акционеры
ЮКОСа начали кампанию по взысканию с
России около $50 млрд, отсуженных год
назад в Гааге. Судебные приставы Бельгии,
Франции и Австрии уже приступили к
аресту счетов и ревизии имущества РФ.
Аналогичные процедуры также начаты в
США и Великобритании. При этом, по мнению
экспертов, стоимость арестованного
российского имущества может многократно
превышать $50 млрд.
Как сообщили вчера все
мировые СМИ, на основании приговора
Гаагского арбитража по иску «Юкос
Юниверсал Лимитед» бельгийские судебные
приставы наложили арест на находящиеся в стране государственные активы России.
Позднее стало известно также об арестах
российских госактивов во Франции и
Австрии.
Теперь этот процесс
наверняка пойдет по-нарастающей - по
принципу снежного кома. Причем,
арестовывать российское госимущество
будут на только в странах Европы, но
также в США, Канаде, Японии, Австралии
и других нормальных государствах.
Интересные комментарии
относительно происходящего озвучил
немецкий бизнесмен Франц Зедельмайер,
который много лет добивается ареста
российской госсобственности за рубежом
в связи с отказом РФ выплатить присужденные
ему в 1998 году $2,35 млн (с учетом процентов
— более $5 млн) в качестве компенсации
за «разрушенный бизнес и изъятое
имущество» в Санкт-Петербурге (особняк,
в котором сейчас находится гостевая
резиденция президента РФ).
Имея признание, истцы, по словам немецкого бизнесмена, могут обратиться к местным судебным приставам, чтобы они провели обеспечительный арест имущества РФ. Арест может быть инициирован и параллельно с обращением в суд и произведен по простому представлению доказательств того, что данное имущество принадлежит России.
«Действительно ли это так, суд может решить уже после ареста. Если суд постановит, что имущество принадлежит российскому государству и не защищено дипломатическим иммунитетом, оно останется под арестом. Если владельцы имущества смогут доказать, что оно не принадлежит российским властям, арест должен быть снят»,— объяснил он.
И, наконец, третий шаг — это непосредственно приведение в исполнение судебного решения, например, через аукционы. По оценке едельмайера, от ареста до аукциона может пройти восемь-десять лет. «Я бы на месте российских властей серьезно задумался над тем, чтобы все же выполнить решение суда в Гааге. Иначе процесс затянется на годы, и все это время имущество останется под арестом, что может значительно затруднить деятельность российских госкомпаний за рубежом,— предупредил он.— При этом стоимость имущества может многократно превышать $50 млрд. Ограничений тут нет. Как говорят у нас в Германии: российские власти сели в лужу».
В свою очередь, профессор Вестминстерского университета, бывший начальник правового департамента ЮКОСа Дмитрий Гололобов, говоря о вчерашних арестах госактивов РФ в Бельгии, Франции и Австрии, предупредил, что подобные процессы могут начаться в США, Великобритании и других странах, где GML подавал подобные обращения к властям. «Думаю, у Владимира Владимировича [Путина] состоится совещание, где будут решать, как реагировать. Можно отреагировать на это как на санкции и начать судиться. Либо же реагировать резко – пиар-кампанией против «Менатепа» и другими подобными действиями. И первое, и второе имеет свои минусы», – отметил он.
Мне остается в связи с начавшимися в Европе арестами госактивов России обратить внимание на тот аспект, что это станет дополнительным мощным ударом по финансам и экономике РФ. Кстати, вчера в США В США уже официально пригрозили России новыми санкциями, а также одобрили поставки Украине летального оружия...