четверг, 9 июля 2015 г.

Ну, чё там у китайцев?


Индекс Шанхайской биржи Shanghai Composite на сегодняшних торгах вырос на 5,8% - это максимальный дневной рост индекса с 2009 года. Из-за чего сегодня значительно подросли и цены на нефть. Но россиянам не стоит спешить радоваться...

Основной индекс Шанхайской биржи Shanghai Composite по итогам торгов 9 июля вырос на 5,8% и достиг 3709,33 пункта. Это его максимальный рост за одну сессию с 2009 года. До этого на протяжении 13 дней подряд индекс снижался, а всего за последний месяц он «подешевел» на $3,9 трлн.

По сведениям Bloomberg, акции около 600 компаний подорожали на 10%, после чего торги по ним были приостановлены из-за превышения дневного лимита.

По данным FT, сегодня еще 194 компании по разным причинам приостановили торги своими ценными бумагами. Общее количество бумаг, торги по которым приостановлены, достигло 1439, сообщает Bloomberg. То есть инвесторы теперь могут торговать только на «половине» китайского рынка — на материковых биржах Шанхая и Шэнчжэня зарегистрировано около 2,8 тыс. бумаг.

Бурный рост Shanghai Composite произошел после того, как накануне комиссия по регулированию рынка ценных бумаг КНР ввела полугодовой запрет на продажу бумаг публичных компаний мажоритарными акционерами. Мораторий распространяется на акционеров, которые владеют более 5%. Кроме того, запрет на продажу акций действует и для топ-менеджмента компаний.

В среду был также введен временный запрет для госкомпаний на продажу акций на биржах. Этот шаг призван погасить аномальные колебания на фондовых рынках.

Кроме того, в конце прошлой — начале этой недели Народный банк Китая, который выполняет функции центробанка, объявил о поддержке фондового рынка. Для этого будет использовано образованное в 2011 году агентство China Securities Finance Corp (CSF). Его первоначальной целью была поддержка брокеров материкового Китая, которые занимались маржинальной торговлей, то есть сделками на заемные средства.

CSF получит возможность скупать акции напрямую с помощью финансирования от Народного банка Китая. Агентство предоставит брокерам кредиты на $41,8 млрд. Эти средства затем будут использованы для приобретения ценных бумаг.

Вследствие такой ситуации в Китае сегодня значительно отыграли вчерашнее падение и цены на нефть. 

В частности, если вчера к концу торгов цена нефти марки Brent составляла 57,2 долл за баррель, то на дынный момент (17.05 по Киеву) она достигла 58,8 долл (чуть раньше переваливала за 59 долл).

Однако вполне может быть, что уже в самое ближайшее время тенденции на фондовых площадках Китая снова резко развернутся. И, соответственно, цены на нефть опять устремятся вниз.

Интересный анализ причин происходящего сейчас в Китае предложило агентство Bloomberg.

Оказывается, согласно статистике China Securities Depository and Clearing Corporation с начала года на Шанхайской бирже было открыто около 10 млн инвестиционных счетов — больше, чем в 2012 и 2013 годах вместе взятых. Две трети новых инвесторов так и не закончили школу, покинув ее в возрасте до 15 лет, треть — до 12 лет. Аналитики Deutsche Bank в обзоре «Безумие китайского рынка» отмечают, что 6% новых инвесторов даже не умеют читать и писать.

Аналитики Bank of America Merrill Lynch во главе со стратегом Дэвидом Куи в обзоре «Китайские акции: коррекция может распространиться далеко за пределы фондового рынка» рассказали, что китайский рынок, несмотря на прямую поддержку государства, «потерял спокойствие и инвесторы спешат выйти из акций».

За последний год китайский фондовый рынок вырос почти в 2,5 раза за счет бумаг розничных инвестиций и увеличения объема торговли ценными бумагами с плечом, то есть на заемные средства. Факторы, позволившие крупнейшей азиатской бирже расти такими темпами, в то же время сделали китайский рынок нестабильным и непредсказуемым, пишет Куи.

К буму частных инвестиций во многом привело появление инструментов, позволяющих торговать на заемные средства. К маю 2015 года количество счетов, с которых инвесторы торговали с плечом, выросло до 7,2 млн, удвоившись по отношению к маю 2014 года. Объем заемных средств, используемых для игры на фондовом рынке, вырос до 2,3 трлн юаней ($370 млрд), это 9% от общей капитализации рынка.

Дополнительные средства для торговли на бирже инвесторы получали также через структурированные продукты, например фонды взаимных инвестиций, или по другим каналам, например через внебиржевой рынок или взаимное кредитование физических лиц (так называемое peer-to-peer кредитование), пишут аналитики HSBC. По их подсчетам, эти типы фондирования могли принести на рынок 1,4 трлн юаней ($225 млрд), или 60% от общего объема средств брокеров.

В целом на торги с плечом приходится 16% рынка, что делает его неустойчивым. «Избавление от позиций, приобретенных на заемные средства, создало нисходящую спираль, которую мы видели на китайском рынке с середины июня», — говорится в обзоре HSBC. По их подсчетам, сейчас доля торгов на заемные средства уменьшилась с пика в 22%, зарегистрированного 18 июня, до 16%.

«Корпоративные инсайдеры» — топ-менеджмент компаний, владельцы крупных пакетов акций — во время роста рынка активно продавали бумаги компаний, пишут аналитики HSBC.

За первые пять месяцев 2015 года китайские эмитенты привлекли 529 млрд юаней ($89 млрд), что на 77% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но покупали эти акции не крупные инвесторы — они за тот же период продали акций на 360 млрд юаней ($58 млрд). Для сравнения, за весь 2014 год продажи крупных игроков составили 190 млрд юаней ($30 млрд), за 2013 год — 100 млрд юаней ($16 млрд). В конечном счете результатом стал переход богатства от людей с улицы к профессионалам, включая многих мажоритарных акционеров, которые зафиксировали прибыль, пишут аналитики BofA.

Мнения о том, куда китайский рынок двинется дальше, расходятся. «Даже после такого падения китайский рынок выглядит дорогим, и если не принимать во внимание коротких технических отскоков после стабилизации ситуации, мы считаем, что он может войти в многолетний «медвежий» тренд», — пишут аналитики BofA. Экономический рост страны замедляется, прибыль компаний падает, растет риск возникновения полноценного финансового кризиса, объясняют они.

Аналитики Credit Suisse считают, что в Китае уже образовалось три пузыря — кредитный, инвестиционный и на рынке недвижимости. Все это происходит на фоне дефляции промышленных цен, рекордно низкого роста депозитов, которые являются основным внутренним источником ликвидности, оттока капитала и падающих цен на жилье, считают они.

Впрочем, с ними не согласны аналитики HSBC: говорить о рыночном коллапсе преждевременно. Здоровый рынок воспринимается властями Китая как критически важное явление для экономики. И становится все более очевидно, что рынок будет пользоваться сильной поддержкой властей, у которых есть инструменты для стабилизации ситуации, считают они. К тому же иностранные инвесторы, которым сейчас принадлежит только 1,5% акций на китайском рынке, будут увеличивать свои позиции, если Китай продолжит открывать для них рынок, пишут они.

В общем, ясно, что никакой ясности нет. Кроме той, что в Китае сейчас может грохнуть так, что мало не покажется всему миру. Поэтому будем теперь с интересом наблюдать (вместе с россиянами), чё там происходит у китайцев...

Напомню, обвал на фондовом рынке Китая стал одной из шести причин начавшегося неделю назад быстрого падения мировых цен на нефть, которые назвало накануне издание Financial Times.