Сейчас все сильнее разгорается скандал в связи с проголосованным в
минувший четверг в Верховной Раде популистским законопроектом о
реструктуризации валютных кредитов. Я раньше уже писал подробно на эту
тему, а сейчас добавлю еще один довод, почему данный закон не является
приемлемым.
Итак, вчера замглавы фракции "БПП" Кононенко доложил, что группа депутатов его фракции зарегистрировала проект постановления о нарушении голосования во время рассмотрения законопроекта о возвращении валютных кредитов (1558-1). Также он заявил, что этот закон будет переголосован, и никто из фракции БПП его больше не поддержит.
Я ранее писал, что тоже считаю закон в таком виде популистским (и несправедливым). Хотя, например, Тимошенко, Ляшко, Березюк и ряд других политиков ныне пытаются доказывать обратное.
Ну а коль скоро пошла такая «драка», то сейчас изложу еще один аргумент против этого законопроекта, который раньше не приводил.
Для начала еще раз слегка напомню предысторию. Разрешил банкам выдавать населению валютные кредиты в 2004 году тогдашний глава Нацбанка Тигипко. Поскольку же ставки по валютным кредитам были примерно вдвое ниже, чем по гривневым, да еще и на фоне маразматических рассказов другого главы НБУ Стельмаха (он руководил Нацбанком, начиная с 2005 года), что гривна будет только ревальвировать (согласно юмористического на самом деле «индекса Бигмака»), очень многие оформили с того времени и по осень 2008 года валютные кредиты — на покупку, в основном, жилья, земли и автомобилей. В октябре или ноябре 2008 года, когда второй обвал гривны набирал обороты, Стельмах, наконец, «созрел» и отменил то ошибочное (или преступное?) постановление Тигипко.
Так вот, после того, как в 2008 года произошел обвал гривны в 1,6 раза (грубо — с курс 5 до 8 грн за долл), естественно, появилась первая волна пострадавших и возмущенных валютных заемщиков. Ведь обслуживание этих валютных кредитов в гривном измерении резко подорожало.
Тогда обсуждались и предлагались различные идеи. В том числе, было принято решение, что банки индивидуально с заемщиками могут переоформить эти злополучные валютные кредиты в гривну. И известно, что очень многие соотечественники благоразумно воспользовались такой возможностью — перевели свои валютные кредиты в гривневые. Ну и сейчас — при третьем обвале гривны — они уже больше не пострадали.
Однако какая-то часть валютных заемщиков (несколько десятков тысяч человек) после обвала гривны в 2008-2009 годах решила все же не переоформлять валютные кредиты в гривну. Причем, думаю, немало из них правильно сделали, что не переоформили, и сейчас — при третьем обвале нашей нацвалюты — они не пострадали, как и при предыдущем.
Я имею в виду тех людей, которые имели раньше и продолжают до сих пор иметь доходы в валюте. В Украине немало таких людей — скорее всего, несколько миллионов, но, как минимум, много сотен тысяч человек.
К их числу относятся украинские моряки, которые плавают по морям-океанам на торговых и пассажирских судах под различными флагами. Таких людей много, зарплаты у них довольно высокие и в валюте (2-5 тыс долл в месяц и выше).
Еще в Украине сейчас есть немало компьютерных программистов, которые трудятся у нас в стране, но зарплату тоже получают в валюте. Заработки у них тоже приличные (от 1 тыс долл и выше).
Также в Киеве и других крупных городах есть много филиалов и представительств различных зарубежных фирм, в которых сотрудники получают зарплату в валюте или в гривне, но по курсу к валютному размеру зарплаты.
Наконец, очень много украинцев постоянно или с перерывами, но довольно регулярно, работают за рубежом — в странах ЕС, США, Канаде и т. д. При этом их семьи живут в Украине.
Какая-то часть из всех этих украинцев (или членов их семей) оформили себе валютные кредиты. Причем, совершенно разумно они не стали их переводить в гривневые после 2008 года.
И вот теперь, если вдруг этот закон по валютным кредитам будет подписан Порошенко, все вышеупомянутые соотечественники получат крупную выгоду.
Предположим, человек сейчас платит ежемесячно за обслуживание своего валютного кредита 500 долл. В гривне по сегодняшнему курсу 22 грн за долл - это 11 тыс грн в месяц.
Если же закон будет подписан президентом и вступит в силу, то ему понадобится всего 2,5 тыс грн в месяц (по курс 5 грн за долл). А разницу оплатят банки и государство — причем, наверняка государству в итоге придется платить львиную долю.
Деньги же государства — это деньги всех украинских налогоплательщиков. Поэтому я, например, против того, чтобы помогать тем валютным заемщикам, которые имеют валютные доходы. Кстати, среди моих знакомых есть минимум трое таких людей, и у них нет больших проблем с обслуживанием своих валютных займов.
Кроме того, имеются среди набравших валютные кредиты, конечно же, и такие украинцы, которые получают гривневые доходы, но очень высокие. Это — различные бизнесмены, работники банков, страховых компаний и т. д.
Отдельно хочу сказать о своре судей, прокуроров, налоговиков и прочих государственных чиновников. У которых официальные зарплаты не очень большие, но у них имеются огромные коррупционные доходы. Многие из них тоже взяли тогда валютные кредиты. Причем, - кредиты на покупку крупных и дорогих квартир или домов, а также очень дорогих автомобилей, яхт и т.п.
Хотя, безусловно, есть и такие украинцы, которым сейчас стало очень сложно обслуживать валютные кредиты. Однако они же, в первую очередь, сами виноваты (за редким исключением). Ведь сначала эти люди совершенно осознанно пошли на риск, когда оформляли валютные кредиты (с 2004 по 2008 годы). А потом — в 2009 году и позднее - они из каких-то соображений не стали переводить валютные кредиты в гривневые.
Помощь же государства сейчас нужна очень многим украинцам. Раненым на Донбассе бойцам - на лечение, военным инвалидам, семьям погибших и так далее...
Экономика от Пророка
Итак, вчера замглавы фракции "БПП" Кононенко доложил, что группа депутатов его фракции зарегистрировала проект постановления о нарушении голосования во время рассмотрения законопроекта о возвращении валютных кредитов (1558-1). Также он заявил, что этот закон будет переголосован, и никто из фракции БПП его больше не поддержит.
Я ранее писал, что тоже считаю закон в таком виде популистским (и несправедливым). Хотя, например, Тимошенко, Ляшко, Березюк и ряд других политиков ныне пытаются доказывать обратное.
Ну а коль скоро пошла такая «драка», то сейчас изложу еще один аргумент против этого законопроекта, который раньше не приводил.
Для начала еще раз слегка напомню предысторию. Разрешил банкам выдавать населению валютные кредиты в 2004 году тогдашний глава Нацбанка Тигипко. Поскольку же ставки по валютным кредитам были примерно вдвое ниже, чем по гривневым, да еще и на фоне маразматических рассказов другого главы НБУ Стельмаха (он руководил Нацбанком, начиная с 2005 года), что гривна будет только ревальвировать (согласно юмористического на самом деле «индекса Бигмака»), очень многие оформили с того времени и по осень 2008 года валютные кредиты — на покупку, в основном, жилья, земли и автомобилей. В октябре или ноябре 2008 года, когда второй обвал гривны набирал обороты, Стельмах, наконец, «созрел» и отменил то ошибочное (или преступное?) постановление Тигипко.
Так вот, после того, как в 2008 года произошел обвал гривны в 1,6 раза (грубо — с курс 5 до 8 грн за долл), естественно, появилась первая волна пострадавших и возмущенных валютных заемщиков. Ведь обслуживание этих валютных кредитов в гривном измерении резко подорожало.
Тогда обсуждались и предлагались различные идеи. В том числе, было принято решение, что банки индивидуально с заемщиками могут переоформить эти злополучные валютные кредиты в гривну. И известно, что очень многие соотечественники благоразумно воспользовались такой возможностью — перевели свои валютные кредиты в гривневые. Ну и сейчас — при третьем обвале гривны — они уже больше не пострадали.
Однако какая-то часть валютных заемщиков (несколько десятков тысяч человек) после обвала гривны в 2008-2009 годах решила все же не переоформлять валютные кредиты в гривну. Причем, думаю, немало из них правильно сделали, что не переоформили, и сейчас — при третьем обвале нашей нацвалюты — они не пострадали, как и при предыдущем.
Я имею в виду тех людей, которые имели раньше и продолжают до сих пор иметь доходы в валюте. В Украине немало таких людей — скорее всего, несколько миллионов, но, как минимум, много сотен тысяч человек.
К их числу относятся украинские моряки, которые плавают по морям-океанам на торговых и пассажирских судах под различными флагами. Таких людей много, зарплаты у них довольно высокие и в валюте (2-5 тыс долл в месяц и выше).
Еще в Украине сейчас есть немало компьютерных программистов, которые трудятся у нас в стране, но зарплату тоже получают в валюте. Заработки у них тоже приличные (от 1 тыс долл и выше).
Также в Киеве и других крупных городах есть много филиалов и представительств различных зарубежных фирм, в которых сотрудники получают зарплату в валюте или в гривне, но по курсу к валютному размеру зарплаты.
Наконец, очень много украинцев постоянно или с перерывами, но довольно регулярно, работают за рубежом — в странах ЕС, США, Канаде и т. д. При этом их семьи живут в Украине.
Какая-то часть из всех этих украинцев (или членов их семей) оформили себе валютные кредиты. Причем, совершенно разумно они не стали их переводить в гривневые после 2008 года.
И вот теперь, если вдруг этот закон по валютным кредитам будет подписан Порошенко, все вышеупомянутые соотечественники получат крупную выгоду.
Предположим, человек сейчас платит ежемесячно за обслуживание своего валютного кредита 500 долл. В гривне по сегодняшнему курсу 22 грн за долл - это 11 тыс грн в месяц.
Если же закон будет подписан президентом и вступит в силу, то ему понадобится всего 2,5 тыс грн в месяц (по курс 5 грн за долл). А разницу оплатят банки и государство — причем, наверняка государству в итоге придется платить львиную долю.
Деньги же государства — это деньги всех украинских налогоплательщиков. Поэтому я, например, против того, чтобы помогать тем валютным заемщикам, которые имеют валютные доходы. Кстати, среди моих знакомых есть минимум трое таких людей, и у них нет больших проблем с обслуживанием своих валютных займов.
Кроме того, имеются среди набравших валютные кредиты, конечно же, и такие украинцы, которые получают гривневые доходы, но очень высокие. Это — различные бизнесмены, работники банков, страховых компаний и т. д.
Отдельно хочу сказать о своре судей, прокуроров, налоговиков и прочих государственных чиновников. У которых официальные зарплаты не очень большие, но у них имеются огромные коррупционные доходы. Многие из них тоже взяли тогда валютные кредиты. Причем, - кредиты на покупку крупных и дорогих квартир или домов, а также очень дорогих автомобилей, яхт и т.п.
Хотя, безусловно, есть и такие украинцы, которым сейчас стало очень сложно обслуживать валютные кредиты. Однако они же, в первую очередь, сами виноваты (за редким исключением). Ведь сначала эти люди совершенно осознанно пошли на риск, когда оформляли валютные кредиты (с 2004 по 2008 годы). А потом — в 2009 году и позднее - они из каких-то соображений не стали переводить валютные кредиты в гривневые.
Помощь же государства сейчас нужна очень многим украинцам. Раненым на Донбассе бойцам - на лечение, военным инвалидам, семьям погибших и так далее...
Экономика от Пророка