6
июля газета Financial Times сообщила, что
Украина стала крупнейшим экспортером
кукурузы в Китай, обогнав США. Это удивило
многих экспертов, поскольку исторически
Америка обладала практически полной
монополией на экспорт кукурузы в Китай.
И роль Украины в обеспечении Китая
продуктами питания не ограничивается
только поставками кукурузы. С момента
аннексии Крыма в 2014 году объемы торговли
между Украиной и Китаем в сфере сельского
хозяйства выросли на 56%.
Все это
кажется парадоксальным. С одной стороны,
Китай открыто не осуждал агрессию Россиив
Украине. Он даже косвенно вознаградил
Москву за ее антизападную позицию
увеличением объемов покупки российской
нефти и газа, хотя он все же попытался
сбалансировать эти закупки расширением
энергетических контактов с Центральной
Азией. С другой стороны, Китай поддержал
ослабленную войной экономику Украины
своими инвестициями и торговлей.
Китайский капитал сыграл существенную
роль в возрождении некогда мощного
сельскохозяйственного сектора
Украины.
Более глубокий анализ противоречивой политики Китая в Украине приводит нас к выводу о том, что стратегия Пекина в этом постсоветском регионе заключается в том, чтобы сохранять прагматичный нейтралитет. Китай осознает все преимущества баланса своих торговых связей с Россией и Украиной и стремится воспользоваться более дешевым импортом, который предлагает ему охваченная кризисом украинская экономика. Тот факт, что Китай отделяет свою дипломатическую стратегию от экономической, может помочь Киеву восстановить его экономику из пепла войны. Помимо того что Китай может стать надежным новым рынком для украинского сельскохозяйственного экспорта, китайский капитал способен ускорить расширение таких отраслей украинской экономики, как информационные технологии и строительство недвижимости.
Поворот Украины к Китаю может ослабить ее давнюю экономическую зависимость от России. Несмотря на то, что эти два государства в настоящее время воюют друг с другом, Россия остается крупнейшим торговым партнером Украины. Расширение украино-китайского экономического сотрудничества может также скомпенсировать нежелание Запада предоставить Украине масштабную экономическую помощь.
Чтобы внести некоторую ясность, ниже я обрисую исторический контекст поворота Украины к Китаю и включу в свой анализ не только пункт о «кукурузной дипломатии», о которой пишет FT, но и сферы недвижимости, информационных технологий и оборонных контрактов.
Краткая история отношений Китая и Украины
Укрепление экономических связей между Украиной и Китаем началось задолго до аннексии Крыма в 2014 году. Оно стартовало в период президентского правления Виктора Ющенко (2004-2010) — периода, который часто называют кульминационной точкой стремления Украины к европейской интеграции. В 2009 году Китай оказал помощь в закупке медицинского оборудования во время эпидемии гриппа и предложил совместную реализацию ряда инфраструктурных проектов, таких как строительство кольцевой дороги и моста через Днепр в Киеве.
Расширение экономических связей между Китаем и Украиной произошло непосредственно после финансового кризиса 2008 года, который стал причиной снижения ВВП на 15% и инфляции в 16,4% в 2009 году. Казалось, такой шаг противоречил здравому смыслу, однако аргументы в пользу подобной политики были весьма вескими. Во-первых, крах украинской сталелитейной промышленности в период финансового кризиса 2008 года показал, что Украине следует сделать ставку на ту статью экспорта, которая традиционно занимала первое место, то есть на сельскохозяйственную продукцию. Одновременно с этим растущая потребность Китая в продуктах питания сблизила его с Украиной.
Во-вторых, Россия и Запад не хотели предоставлять экономическую помощь Киеву, что дало Китаю беспрецедентную возможность увеличить экономическое влияние в Украине. А расширение влияния Китая могло бы превратить Украину в полезного игрока на западной границе китайского Нового Шелкового пути — масштабного проекта, призванного увеличить геополитическое влияние Китая путем установления экономических связей между Евразией, Южной Азией и Тихоокеанским регионом.
К тому времени, когда в 2010 году к власти в Украине пришел Виктор Янукович, эта страна уже превратилась в театр российско-китайской Большой игры в Евразии. Стремление Януковича к более тесным связям с Россией поначалу осложняло дипломатические попытки Китая укрепить связи с Киевом. Тем не менее, в 2011 году Китай объявил о начале китайско-украинского стратегического партнерства и увеличил объемы инвестиций в инфраструктурные проекты, такие как киевский аэропорт.
Однако эта попытка не увенчалась успехом. В 2013 году Шеннон Тьеззи из издания Diplomat написала, что с 2011 по 2012 год объем двусторонней торговли между Китаем и Украиной снизился на 0,5%, тогда как в период правления Ющенко он ежегодно рос в среднем на 36%. Экономический кризис в Украине и стремительный рост ее долга после аннексии Россией Крымского полуострова, казалось, свидетельствовали о том, что торговые отношения между Китаем и Украиной достигли рекордно низкого уровня.
Однако эта пессимистичная точка зрения оказалась ошибочной. Массовые выступления привели к свержению Януковича, который бежал в Россию, спровоцировав российское вторжение в Крым и текущий конфликт. К власти в охваченной войной стране пришел новый президент Петр Порошенко, который выступает за укрепление связей с Евросоюзом и Китаем.
В результате Китай начал одерживать верх в Большой игре за Украину. Еще до начала протестов на Майдане в ноябре 2013 года Китай выразил желание взять в аренду и обрабатывать 5% украинских сельскохозяйственных земель. После вторжения России в Крым Украина последовательно расширяет спектр своих договоров с Китаем в сфере сельского хозяйства.
Китай сделал существенные инвестиции и в другие секторы украинской экономики. В марте 2015 года Китай предоставил Украине кредит в размере 15 миллиардов долларов сроком на 15 лет на восстановление украинского рынка недвижимости. Экономические связи Китая и Украины укрепились также и в сфере авиации. 8 июля 2015 года на первом в истории китайско-украинском форуме по вопросам науки и технологии было объявлено о том, что Китай будет помогать расширению украинского сектора информационных технологий — одного из ключевых секторов ослабленной украинской экономики.
Что принесут инвестиции Китая украинцам — пользу или вред?
В киевских деловых кругах рады увеличению объемов китайских инвестиций. Недавно в своем интервью Олег Прохоренко, глава газовой компании «Укргаздобыча», сказал мне, что будущие китайские инвестиции в Украину можно сравнить с углублением экономического партнерства Китая и Белоруссии. В этой стране Китай помог в реализации пяти масштабных проектов — от строительства углеводородных установок до создания промышленного парка.
Другие представители киевской деловой элиты придерживаются более пессимистичной точки зрения в вопросе о вероятных масштабах китайских инвестиций, объясняя ее сохраняющейся нестабильностью украинской экономики. Противоречивый закон Порошенко о декоммунизации, который запрещает демонстрацию символики коммунистической эпохи и осуждает преступления коммунистических властей, по мнению некоторых, может оказаться тем решением, которое способно поставить под угрозу будущее сотрудничества между Украиной и Китаем. Недавний обвал на китайской фондовой бирже встревожил украинских инвесторов и вызвал сомнения в долгосрочной стабильности китайской экономики.
Несмотря на все эти проблемы, украинский частный сектор, вероятнее всего, пострадает, если он не продолжит укреплять деловые связи с Китаем.
Стоит отметить, что китайско-украинские связи в частном и гражданском секторе не сопровождались расширением двустороннего сотрудничества в военном секторе. В 2012 году Украина была одним из крупнейших экспортеров оружия. А из-за западного оружейного эмбарго в связи с событиями на площади Тяньаньмэнь в 1989 году Китай был одним из главных покупателей украинской военной техники.
Однако война изменила баланс в китайско-украинской торговле оружием. Сегодня Украина может извлечь огромную выгоду из доступа к китайским военным технологиям. Поскольку США и Евросоюз не предоставили Украине летальное оружие, Порошенко, несомненно, будет добиваться договора об обмене сельскохозяйственной продукции на оружие. Такого рода договор выглядит особенно заманчивым, поскольку Китай выступает как беспристрастный торговый партнер. Украинские законодатели не считают, что расширение экономических связей с Китаем угрожает суверенитету Украины в той же мере, в какой ему могли бы угрожать более тесные связи с Россией или Евросоюзом.
Однако надежды на такое развитие ситуации были разрушены существенными изменениями в динамике стратегического треугольника Китай-Украина-Россия. В 2012 году, когда Янукович объявил о трехстороннем соглашении между Украиной, Россией и Китаем, которое подразумевало сотрудничество в реализации железнодорожных проектов и проектов по экспорту сырья, Украина была страной, которая сама могла принимать решения относительно масштабов торгового сотрудничества с Китаем и Россией. Сегодня Китай превратился в главную точку опоры, поскольку и Россия, и Украина в настоящий момент зависят от китайского капитала.
Любые взаимоотношения между Киевом и Пекином будут происходить на китайских условиях. Это означает, что Китай будет вкладываться в Украину экономически, но не будет продавать ей военную технику, потому что это вызовет враждебность России и поставит под угрозу китайско-российские газовые контракты.
Короче говоря, поиски Китаем баланса между Россией и Украиной — это чрезвычайно сложная задача, а западные политики, к несчастью, упускают из виду влияние Китая на Украине.
Более глубокий анализ противоречивой политики Китая в Украине приводит нас к выводу о том, что стратегия Пекина в этом постсоветском регионе заключается в том, чтобы сохранять прагматичный нейтралитет. Китай осознает все преимущества баланса своих торговых связей с Россией и Украиной и стремится воспользоваться более дешевым импортом, который предлагает ему охваченная кризисом украинская экономика. Тот факт, что Китай отделяет свою дипломатическую стратегию от экономической, может помочь Киеву восстановить его экономику из пепла войны. Помимо того что Китай может стать надежным новым рынком для украинского сельскохозяйственного экспорта, китайский капитал способен ускорить расширение таких отраслей украинской экономики, как информационные технологии и строительство недвижимости.
Поворот Украины к Китаю может ослабить ее давнюю экономическую зависимость от России. Несмотря на то, что эти два государства в настоящее время воюют друг с другом, Россия остается крупнейшим торговым партнером Украины. Расширение украино-китайского экономического сотрудничества может также скомпенсировать нежелание Запада предоставить Украине масштабную экономическую помощь.
Чтобы внести некоторую ясность, ниже я обрисую исторический контекст поворота Украины к Китаю и включу в свой анализ не только пункт о «кукурузной дипломатии», о которой пишет FT, но и сферы недвижимости, информационных технологий и оборонных контрактов.
Краткая история отношений Китая и Украины
Укрепление экономических связей между Украиной и Китаем началось задолго до аннексии Крыма в 2014 году. Оно стартовало в период президентского правления Виктора Ющенко (2004-2010) — периода, который часто называют кульминационной точкой стремления Украины к европейской интеграции. В 2009 году Китай оказал помощь в закупке медицинского оборудования во время эпидемии гриппа и предложил совместную реализацию ряда инфраструктурных проектов, таких как строительство кольцевой дороги и моста через Днепр в Киеве.
Расширение экономических связей между Китаем и Украиной произошло непосредственно после финансового кризиса 2008 года, который стал причиной снижения ВВП на 15% и инфляции в 16,4% в 2009 году. Казалось, такой шаг противоречил здравому смыслу, однако аргументы в пользу подобной политики были весьма вескими. Во-первых, крах украинской сталелитейной промышленности в период финансового кризиса 2008 года показал, что Украине следует сделать ставку на ту статью экспорта, которая традиционно занимала первое место, то есть на сельскохозяйственную продукцию. Одновременно с этим растущая потребность Китая в продуктах питания сблизила его с Украиной.
Во-вторых, Россия и Запад не хотели предоставлять экономическую помощь Киеву, что дало Китаю беспрецедентную возможность увеличить экономическое влияние в Украине. А расширение влияния Китая могло бы превратить Украину в полезного игрока на западной границе китайского Нового Шелкового пути — масштабного проекта, призванного увеличить геополитическое влияние Китая путем установления экономических связей между Евразией, Южной Азией и Тихоокеанским регионом.
К тому времени, когда в 2010 году к власти в Украине пришел Виктор Янукович, эта страна уже превратилась в театр российско-китайской Большой игры в Евразии. Стремление Януковича к более тесным связям с Россией поначалу осложняло дипломатические попытки Китая укрепить связи с Киевом. Тем не менее, в 2011 году Китай объявил о начале китайско-украинского стратегического партнерства и увеличил объемы инвестиций в инфраструктурные проекты, такие как киевский аэропорт.
Однако эта попытка не увенчалась успехом. В 2013 году Шеннон Тьеззи из издания Diplomat написала, что с 2011 по 2012 год объем двусторонней торговли между Китаем и Украиной снизился на 0,5%, тогда как в период правления Ющенко он ежегодно рос в среднем на 36%. Экономический кризис в Украине и стремительный рост ее долга после аннексии Россией Крымского полуострова, казалось, свидетельствовали о том, что торговые отношения между Китаем и Украиной достигли рекордно низкого уровня.
Однако эта пессимистичная точка зрения оказалась ошибочной. Массовые выступления привели к свержению Януковича, который бежал в Россию, спровоцировав российское вторжение в Крым и текущий конфликт. К власти в охваченной войной стране пришел новый президент Петр Порошенко, который выступает за укрепление связей с Евросоюзом и Китаем.
В результате Китай начал одерживать верх в Большой игре за Украину. Еще до начала протестов на Майдане в ноябре 2013 года Китай выразил желание взять в аренду и обрабатывать 5% украинских сельскохозяйственных земель. После вторжения России в Крым Украина последовательно расширяет спектр своих договоров с Китаем в сфере сельского хозяйства.
Китай сделал существенные инвестиции и в другие секторы украинской экономики. В марте 2015 года Китай предоставил Украине кредит в размере 15 миллиардов долларов сроком на 15 лет на восстановление украинского рынка недвижимости. Экономические связи Китая и Украины укрепились также и в сфере авиации. 8 июля 2015 года на первом в истории китайско-украинском форуме по вопросам науки и технологии было объявлено о том, что Китай будет помогать расширению украинского сектора информационных технологий — одного из ключевых секторов ослабленной украинской экономики.
Что принесут инвестиции Китая украинцам — пользу или вред?
В киевских деловых кругах рады увеличению объемов китайских инвестиций. Недавно в своем интервью Олег Прохоренко, глава газовой компании «Укргаздобыча», сказал мне, что будущие китайские инвестиции в Украину можно сравнить с углублением экономического партнерства Китая и Белоруссии. В этой стране Китай помог в реализации пяти масштабных проектов — от строительства углеводородных установок до создания промышленного парка.
Другие представители киевской деловой элиты придерживаются более пессимистичной точки зрения в вопросе о вероятных масштабах китайских инвестиций, объясняя ее сохраняющейся нестабильностью украинской экономики. Противоречивый закон Порошенко о декоммунизации, который запрещает демонстрацию символики коммунистической эпохи и осуждает преступления коммунистических властей, по мнению некоторых, может оказаться тем решением, которое способно поставить под угрозу будущее сотрудничества между Украиной и Китаем. Недавний обвал на китайской фондовой бирже встревожил украинских инвесторов и вызвал сомнения в долгосрочной стабильности китайской экономики.
Несмотря на все эти проблемы, украинский частный сектор, вероятнее всего, пострадает, если он не продолжит укреплять деловые связи с Китаем.
Стоит отметить, что китайско-украинские связи в частном и гражданском секторе не сопровождались расширением двустороннего сотрудничества в военном секторе. В 2012 году Украина была одним из крупнейших экспортеров оружия. А из-за западного оружейного эмбарго в связи с событиями на площади Тяньаньмэнь в 1989 году Китай был одним из главных покупателей украинской военной техники.
Однако война изменила баланс в китайско-украинской торговле оружием. Сегодня Украина может извлечь огромную выгоду из доступа к китайским военным технологиям. Поскольку США и Евросоюз не предоставили Украине летальное оружие, Порошенко, несомненно, будет добиваться договора об обмене сельскохозяйственной продукции на оружие. Такого рода договор выглядит особенно заманчивым, поскольку Китай выступает как беспристрастный торговый партнер. Украинские законодатели не считают, что расширение экономических связей с Китаем угрожает суверенитету Украины в той же мере, в какой ему могли бы угрожать более тесные связи с Россией или Евросоюзом.
Однако надежды на такое развитие ситуации были разрушены существенными изменениями в динамике стратегического треугольника Китай-Украина-Россия. В 2012 году, когда Янукович объявил о трехстороннем соглашении между Украиной, Россией и Китаем, которое подразумевало сотрудничество в реализации железнодорожных проектов и проектов по экспорту сырья, Украина была страной, которая сама могла принимать решения относительно масштабов торгового сотрудничества с Китаем и Россией. Сегодня Китай превратился в главную точку опоры, поскольку и Россия, и Украина в настоящий момент зависят от китайского капитала.
Любые взаимоотношения между Киевом и Пекином будут происходить на китайских условиях. Это означает, что Китай будет вкладываться в Украину экономически, но не будет продавать ей военную технику, потому что это вызовет враждебность России и поставит под угрозу китайско-российские газовые контракты.
Короче говоря, поиски Китаем баланса между Россией и Украиной — это чрезвычайно сложная задача, а западные политики, к несчастью, упускают из виду влияние Китая на Украине.
Сэмюэл Рамани, The Washington Post
***
Напомню, в конце июня
— начале июля нынешнего года произошел
грандиозный обвал на фондовом рынке
Китая. Индекс Шанхайской биржи Shanghai
Composite на протяжении 13 дней стремительно
снижался, а всего за месяц он «подешевел»
на $3,9 трлн. Затем китайские власти
предприняли экстренные меры, и ситуация
пока нормализовалась. Подробнее о
причинах данного кризиса и предпринятых мерах читайте здесь!
Что же касается внешней
политики Китая, в том числе отношений
с Россией, то она, согласно выпущенной
в КНР в мае этого года девятой
по счету «Белой
книги»,
состоит
из трех «не»: не заключать
союз с Россией, не противостоять США,
не мстить Японии.
А как сообщили на
нынешней неделе российские СМИ, Китай
решил «накрыть медным тазом» хваленый
путинский газопровод «Сила Сибири».