суббота, 8 августа 2015 г.

Суэцкий канал станет конкурентом российскому Севморпути


На этой неделе Египет в торжественной обстановке открыл еще одно русло Суэцкого канала. Теперь суда, плывущие из Средиземного моря в Красное, смогут не простаивать перед входом, ожидая, когда канал освободит караван, идущий в обратном направлении. Таким образом, пущенный в эксплуатацию еще в 1869 году гидротехнический узел теперь способен работать без излишних издержек, а путь из Европы в Азию сократился по времени почти на сутки.

Об этом рассказывается в сегодняшней редакционной статье на сайте Lenta.ru. 

Пожалуй, впервые в истории столь серьезные работы по расширению действующего канала, длина которого составляет 173 километра, были профинансированы не из государственных бюджетов и даже не из фондов корпораций, а гражданами страны, отмечается в статье. Новое русло было построено всего за один год и обошлось Египту в 8,5 миллиарда долларов. Деньги были собраны в качестве пожертвований населением страны; собрали необходимую сумму всего за 48 часов. За двое суток!

Теперь египетские власти намерены превратить Суэцкий канал в один из крупнейших в мире транспортных узлов. «У нас есть план развития на ближайшие 15 лет, согласно которому к 2030 году большая часть египетской экономики будет основываться на предоставлении услуг. Суэцкий канал станет хабом, большим логистическим центром», — говорит министр планирования и административных реформ страны Ашраф Араби.

Новый Суэцкий канал будет состоять из огромного обслуживающего комплекса и нескольких промышленных зон. В одну из промзон египетские власти предлагают вложиться иностранным инвесторам, в то числе и российским. Можно сказать, что в этом деле египтяне решили воспользоваться тем же самым краудфандингом, что и при финансировании самого строительства. По словам руководителя администрации канала адмирала Мохаба Мамиша, доходы Египта от эксплуатации обновленного водного пути возрастут с 5,3 миллиарда долларов в 2015 году до 13,2 миллиарда к 2023 году.

Новомодный финансовый термин «краудфандинг» происходит из двух английских слов: сrowd (толпа) и funding (финансирование). Это добровольное объединение людей, дающих деньги или ресурсы на финансирование каких-либо проектов. Часто такие проекты носят благотворительный характер. Краудфандинга такого масштаба, как в случае с расширением Суэцкого канала, мировая экономика еще не знала. «Этот проект — воплощение доверия народа своему президенту», — с пафосом отмечает посол Египта в России Мохамед Эль-Бадри.

Правда, теперь за это доверие правительство страны будет выплачивать своим гражданам по 12 процентов годовых в течение пяти лет, — деньги привлекались путем открытой подписки на выпущенные облигации. Зато теперь через канал смогут проходить не 49 кораблей в сутки, как раньше, а 97. И, как прогнозируют власти, к 2023 году это принесет в бюджет страны дополнительный доход в размере 15 миллиардов долларов.

Церемония открытия нового русла Суэцкого канала началась с торжественного прохода яхты «Аль-Махруса» — этот круизный корабль первым прошел из Средиземного в Красное море и в 1869 году. Это было уже третье открытие Суэцкого канала, второе состоялось в 1975 году: президент Арабской республики Египет Анвар Садат открывал судоходство по каналу после арабо-израильской «войны Судного дня».
Ну, а в России, например, вновь заговорили о том, что Суэцкий канал не самый короткий путь из Европы в Китай и Японию, указывает российское издание.

«Нетрудно догадаться, что главный его конкурент — наш Северный морской путь: количество проходящих по нему судов растет примерно на 7 процентов в год. К примеру, протяженность маршрута из Санкт-Петербурга во Владивосток северным путем составляет 14,2 тысячи километров, а через Суэцкий канал — 23,2 тысяч километров. Соответственно, Северный морской путь экономит судоходным компаниям 20 дней пути. Другое дело, что для его развития российское правительство пока так и не догадалось собрать нужные средства с российских граждан методом краудфандинга. И не факт, что даже если оно на это решится, россияне доверят государству свои деньги», - саркастически резюмирует Lenta.ru.

Хочу похвалить в данном случае это российское издание за объективность. Действительно россияне не доверят своему государству деньги, и вообще они предпочитают обходить свою «драгоценную» власть стороной. Напомню, согласно июньскому опросу «Левада-центра», абсолютное большинство россиян (69%) стараются не иметь лишних контактов с властью. А 42% граждан РФ согласны или скорее согласны отказаться от свободы слова и права свободно ездить за границу, если государство гарантирует им нормальную зарплату и приличную пенсию.

Как видите, могут российские СМИ не врать и писать самокритично. Впрочем, пока, похоже, лишь только в тех случаях, когда они пишут не об Украине, CША, ЕС или других демократических странах. Поскольку на эти темы они, наоборот, подают массированную дезинформацию под руководством и пристальным контролем пресс-секретарь президента РФ Дмитрия Пескова.