В ожидании снятия санкций с Ирана Индия планирует активно инвестировать в инфраструктуру страны с целью получить доступ к богатым ресурсами государствам Центральной Азии и открыть новую дорогу для поставок индийских товаров в Европу, передает Bloomberg.
“В Центральной Азии разворачивается новый виток “Большой игры”, и Индия выступает в ней в качестве нового игрока, – отметил эксперт Международного научного центра Вудро Вильсона Майкл Кугельман. – Индия давно поглядывала в сторону Центральной Азии”.
Индийские госкомпании Jawaharlal Neru Port Trust и Kandla Port Trust уже заключили контракт на проведение строительных работ в иранском порту Чахбехар, втором по величине в стране и ближайшем к Индии. Стоимость работ по модернизации двух причалов оценивается в $85 млрд.
Всего же Иран планирует получить от Индии многомиллиардные инвестиции, отметил иранский дипломат на условиях анонимности. В частности, существуют планы по строительству железной дороги длиной 900 км от Чахбехара до Афганистана, где индийские сталелитейные компании владеют правами на разработку железорудной шахты стоимостью $11 млрд.
Ранее премьер-министр Индии Нарандра Моди предложил пересмотреть проект поставки туркменского природного газа с тем, чтобы транзит осуществлялся через территорию Ирана, а министерство нефти рассматривает возможность строительства морского трубопровода от порта Чахбехар до Индии.
По оценке экспертов BP Plc, центральноазиатские страны обладают 11% разведанных запасов природного газа в мире, а также существенными резервами нефти и угля. Только Афганистан оценивает стоимость своих природных ресурсов в $1-3 трлн.
Строительство сети портов, железных дорог и магистралей в Иране, расстояние до которого по морю составляет менее 1 тыс. км, способно существенно ускорить доставку товаров из Индии не только в центральноазиатский регион, но и в Европу.
Сейчас для доставки грузов в Европу Индии приходится пользоваться воздушным транспортом или морским путем через Суэцкий канал (недавно, кстати, Египет открыл еще одно русло Суэцкого канала - Пророк), так как прямая дорога проходит через Пакистан, с которым у страны напряженные отношения. Однако после строительства транспортных объектов в Иране, время в пути от Мумбаи до Европы может сократиться вдвое, до 16 дней, а стоимость доставки упадет на 70%, полагают аналитики.
Отмечу, что в период действия западных санкций против Ирана одним из самых главных экономических партнеров этой страны была Россия. Однако теперь, после того как в июле было подписано историческое соглашение по Ирану и в связи с этим ожидается снятие санкций, Россия будет быстро вытеснена другими странами на обочину.
Напомню, недавно стало известно, что Китай вытесняет Россию с мирового рынка атомных станций - 22 июля глава Организации по атомной энергии Ирана объявил о том, что Пекин и Тегеран заключили договор на строительство двух атомных станций на южном побережье Ирана.
Ну а Иран, в свою очередь, уже очень скоро подорвет экономику России. Как спрогнозировало в прошлом месяце агентство Moody's, прогнозируемое увеличение Ираном добычи нефти на 1 млн баррелей в сутки в течение 1-2 лет "неизбежно приведет к снижению цен", что может подорвать кредитоспособность экспортеров, имеющих слабые финансовые буферы, включая Россию, Венесуэлу, Нигерию, Бахрейн и Оман.
Кстати, очень метко недавно подметило российское деловое издание “Ведомости”, что Россия на сегодняшний день сменила Иран в команде мировых изгоев...