Секунду
терпения! Сжимающим кулаки путинофилам
не обязательно уже за одно название
статьи ругать на чем свет стоит всех
лабасов. Это — название статьи в одном
из самых серьезных, если не самом
серьезном немецком издании Frankfurter
Allgemeine Zeitung. Жестоко, но точно характеризует
ситуацию в эти августовские дни, когда
отмечают одну за другой даты — пакта
Молотова-Риббентропа, неудавшегося
путча в Москве и еще несколько связанных
с ними дат.
Такие заголовки сейчас сочиняют те же самые немцы, которые чуть ли не вчера еще были возмущены (мягко говоря) литовцами за то, что, по их мнению, Литва истерически относится к путинской России. Этот заголовок — словно мера, характеризующая кардинальное изменение отношений между Западом и Россией за последние 1,5 года. От любви сначала к Горбачеву, а потом к Ельцину и затянувшихся не по-немецки затянувшихся сентиментальных иллюзий, связанных с Путиным, до деградации России с образа вызывающего страх медведя до свиньи. Пожирающей своих детей.
Спустя 24 года после неудавшегося путча ГКЧП в воздухе ощущается тоска по другому путчу. Путчу, который поможет устранить Путина. Путч генерала КГБ Крючкова, балбеса с неискаженным интеллектом лицом маршала Язова и двух алкоголиков — Янаева и Павлова — для половины литовцев — это всего лишь далекая история.
Половина страны уже ничего о путче не помнит, забыла или просто родилась после путча. Победа которого, какими бы карикатурными не были его руководители, а может как раз поэтому, означала бы, что нас не только не было бы в Европе — история Литвы на этом могла завершиться. Путч исчез не только из повседневного языка, но и из политической риторики. Не только в Литве, Латвии и Эстонии. В России никто не помнит о троих погибших защитниках Белого дома. Большинству россиян втемяшили, что неудавшийся путч был несчастьем, а значит — так уж получается — ошибкой была и защита Белого дома, приведшая к развалу империи.
Конец развалу возвещала кремлевская пропаганда после захвата Крыма, да и сейчас иногда слышатся подобные вяканья. Если говорить о путче 1991 года, образ России, как пожирающей своих детей свиньи налицо. Только благодаря решительным действиям тогдашнего лидера России Ельцина, смелости сотен тысяч москвичей, защищавших парламент, и трезвому уму молодых генералов был подавлен путч ГКЧП, что предоставило равные возможности стать свободными всем жителям советского лагеря. Фразой Ельцина, которую повторяют чаще всего, была: «Советская империя поработила и русский народ».
Спустя 24 года надо признать, что россияне не только не воспользовались завоеванной возможностью, но сейчас даже без чьего-либо указания, плюют на свободу бывших собратьев по концлагерю. Вот почему Россия оказалась у свиньи под хвостом даже по сравнению с Украиной, на которую она напала, и заключенной Лукашенко Белоруссией. Пока Путин больше 10 лет беспрепятственно бесчинствовал в России, никто в мире не обращал на это внимания. Запад простил Путину даже агрессию в отношении Грузии. Таким большим было желание выгодно торговать с Кремлем. Это желание никуда не исчезло.
Однако, ворвавшись в Украину и спровоцировав войну, Путин за 1,5 года так всех достал и вместе с тем загнал себя в угол, что в последнее время все больше людей видит признаки нового переворота в Кремле. Баснословно дорогие часы пресс-секретаря Путина Пескова, супер роскошная свадьба и отдых на яхте, перед которым слова «дорогой» и «роскошный» становятся бессильными, мир не удивили. Мир удивлен тому, что все это подробно описывали контролируемые российские СМИ. Знаком считают и перевод генерала КГБ Якунина с поста короля Российской железного дороги на серый пост губернатора Калининграда, и критика в адрес бывшего охранника Путина, главы Внутренних войск Золотова и предпринимателя Тимченко, которого считают «кошельком Путина», лавиной хлынувшая в СМИ.
Это и даже поездка Путина с четырьмя представителями власти в Крым (взял с собой, чтобы, оставшись в Москве, они не совершили переворот) — якобы знаки, что члены «политбюро» самого Путина охотятся на его ближайшее окружение, поэтому Путина вот-вот свергнут. Может случиться и так. Умом Россию не понять. Но еще вероятнее, что Путин останется у руля еще столько же, а может и дольше, только ботулина на его лице с каждым днем будет все больше и больше. Какую ошибку допускают западные наблюдатели?
Они мыслят на западный манер. Баррель нефти Brent уже стоит всего 45,46 доллара США (на данный момент ниже 44 - Пророк), и это без ножа режет российскую экономику. Для нее аннексированный Крым и война на Донбассе стали неподъемной ношей. Где взять денег? Десятки российских промышленных отраслей работают убыточно. Это долго продолжаться не может, поскольку санкции Запада оставили Россию без источника займов. Китай также не дает России в долг. Окружение Путина из-за санкций несет серьезный ущерб и еще больший дискомфорт, поскольку не может выезжать за границу и, как уже привыкло, разбрасываться наворованными миллионами. Вот это окружение поднимается на брань и даже шлет такие знаки Западу. Можно найти и другие аргументы. Из-за войны с Украиной останавливается даже перевооружение российской армии.
Россия осталась без производимых в Киеве управляемых ракет, без только в Николаеве производимых двигателей для военных кораблей. Мало того, российская армия уже через 5 лет останется без военных вертолетов «Ми», необходимое количество двигателей для которых могут произвести только украинцы в Запорожье. Для нас это аргументы, но не для России. Все их перечеркивают одним вопросом: а когда в России было иначе? Когда россияне были свободны? Когда российская экономика не была развалена?
Когда она базировалась не на продаже сырья? Не было нефти — из России везли меха, золото, икру. Но тоска по кремлевскому путчу ощущается и в России. А считавшийся серьезным человеком основатель газеты «Коммерсант» в «Фейсбуке» перед годовщиной путча 1991 года выдал, что все, кто может, пусть бегут из России или хотя бы вывозили детей — вот-вот произойдет страшный путч. Только стоит ли этому удивляться? Мы держимся за затмевающие горизонт опросы, согласно которым путинскую политику поддерживают целых 75-80% россиян. У ужасаемся, что пропаганда промыла мозги россиянам. А если взглянуть с другой стороны — просто надо взглянуть по-другому — что увидим? Путина не поддерживают 28-35 млн. россиян!
Несмотря на жуткую пропаганду, зомбирование, отсутствие свободных СМИ, Путина не поддерживает почти столько людей, сколько проживает в Польше. Огромное число для авторитарной страны. Большинство из них ведь как-то должно поддерживать надежду. А какой может быть надежда на перемены в России? Дворцовый переворот. Путч. Следует ли в Литве сосредотачиваться на такой надежде порабощенных россиян? Должны ли мы ждать, когда Путин будет свергнут или когда-нибудь умрет? Было бы, наверное, неплохо, но за это время мы можем и сами умереть. Надо иметь в виду и то, что надежду называют матерью дураков, поэтому проще сосредоточиться на своей жизни, своей истории. К примеру, воспользоваться предложением профессора Бумбляускаса и привязывать каждый год 23 августа к флагам черные ленточки.
Сколько можно вздыхать из-за этого пакта Молотова-Рибентроппа? Уже четверть века, как сама Литва сделала его простой бумажкой. Сколько можно ходить в трауре, если у нас есть столько побед, одержанных 23 августа? Митинг, организованный Терляцкасом, Садунайте и Богушисом у памятнику Мицкевичу (1987), Балтийский путь (1989), провал путча ГКЧП (1991), нефть Brent по 45,46 долларов США (2015). Хватит охать и кричать «вернемся на родину, вернемся домой». Надо воспитывать менталитет победителей. Давайте праздновать победы. А траурные ленты сегодня же можно собрать и выслать Путину — ведь это он и Россия, которой он управляет, каждый август себя чувствуют как продавшие землю.
Римвидас Валатка,
Delfi.lt
(Литва)
***
Отмечу, о том,
что «в воздухе над Москвой запахло
путчем» против Путина, также написало недавно американское издание Forbes.
Российские же
эксперты еще в июле предупредили, что
уже нынешней осенью в РФ грядут
широкомасштабные социальные потрясения.
Причем,
как стало чуть позднее известно, в Кремле
тоже со страхом ожидают начала массовых
протестных акций осенью по всей стране
в связи с резких ухудшением жизни
россиян. Из-за чего региональные
администрации в РФ принялись
спешно создавать структуры по
оперативному реагированию на потенциальные
протесты.