воскресенье, 2 августа 2015 г.

Китай вытесняет Россию с мирового рынка атомных станций - The Diplomat (Япония)


22 июля глава Организации по атомной энергии Ирана объявил о том, что Пекин и Тегеран заключили договор на строительство двух атомных станций на южном побережье Ирана. Сотрудничество с Ираном должно помочь Китаю потеснить Россию на мировом рынке строительства гражданских атомных реакторов.

Расширение доли России на мировом рынке строительства атомных реакторов является приоритетом политики Москвы, пишет японская газета The Diplomat.

Россия занимает третье место в мире по производству атомной энергии, отмечает издание. В ходе своего первого президентского срока Владимир Путин поставил задачу довести уровень ядерной энергетики до 25% производства всей электроэнергии в стране к 2030 году. В настоящий момент Россия занимает второе место в мире по числу строящихся атомных реакторов. Сохранение господствующих позиций на мировом рынке гражданских ядерных технологий является ключевым фактором для поддержания собственной атомной индустрии Москвы.

Между тем, подчеркивается в статье, позиции России сейчас оказались под угрозой в связи с выходом на мировой рынок Пекина с его собственным реактором. Чтобы укрепить свой бренд, Китай вытесняет Россию с рынка в Иране, с которого недавно были сняты санкции. Превращение Китая в конкурентоспособного поставщика ядерных технологий в Иран стало одной из главных причин того, что Россия спешно пытается найти новые рынки на Ближнем Востоке.
В период действия санкций в отношении Ирана Россия оставалась практически единственным поставщиком материалов для иранской ядерной программы: в частности, «Росатом» поставлял топливо для атомной станции в Бушере. Чтобы Россия не утратила своей господствующей позиции в иранском секторе ядерной энергетики, «Росатом» подписал с Тегераном соглашение на строительство двух энергоблоков с реакторами типа ВВЭР в ближайшем будущем и еще двух энергоблоков в среднесрочной перспективе. Кроме того, это соглашение дает основание для строительства совершенно новой атомной станции в Иране с четырьмя энергоблоками, оснащенными теми же российскими водо-водяными ядерными реакторами.

Однако спустя несколько недель после подписания рамочного соглашения в апреле 2015 года иранские чиновники встретились со своими китайскими коллегами в Пекине, чтобы обсудить строительство Китаем такого же количества энергоблоков после снятия санкций. 25 апреля 2015 года заместитель главы Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камальванди встретился со своими коллегами в Тегеране, чтобы продолжить переговоры по строительству Китаем новых атомных станций на территории Ирана. Ранее в июле Камальванди объявил о том, что Китай построит несколько атомных реакторов, намекнув, что в будущем Россия не сможет построить новые энергоблоки помимо тех шести, контракты на строительство которых уже были подписаны.

Как рассказало японское издание в конце статьи, в 2014 году Международное агентство по атомной энергии одобрило китайский реактор Hualong One. Он стал первым китайским реактором, который был одобрен МАГАТЭ. Пекин надеется, что всплеск на иранском рынке поможет ему укрепить бренд Hualong One, реактора третьего поколения.
«Сотрудничество с Ираном, вероятнее всего, поможет Китаю потеснить Россию на мировом рынке строительства гражданских атомных реакторов. Учитывая успех Пекина на иранском рынке, Китай может догнать Россию, став ее главным конкурентом на ближневосточных рынках. Конкуренция России и Китая за долю на рынке, а также за политическое влияние на Ближнем Востоке ускорят дальнейшее распространение ядерных технологий в этом регионе», - заключает The Diplomat в своей публикации.

Напомню, длившиеся десятилетие переговоры по Ирану завершились 14 юля подписанием исторического соглашения. Шесть крупных держав планеты достигли, наконец, договоренности с Ираном об ограничениях на его ядерную программу в обмен на снятие санкций.

А 20 июля Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию по Ирану, составленную по итогам соглашения между Тегераном и "шестеркой" международных посредников. Согласно документу, который был принят единогласно, с Ирана будут сняты санкции, если он выполнит ряд обязательств.

При этом, как было указано в обнародованном 21 июля обзоре международного рейтингового агентства Moody's, прогнозируемое увеличение Ираном добычи нефти на 1 млн баррелей в сутки в течение 1-2 лет "неизбежно приведет к снижению цен", что может подорвать кредитоспособность экспортеров, имеющих слабые финансовые буферы, включая Россию, Венесуэлу, Нигерию, Бахрейн и Оман.

Кроме того, напомню, первым зарубежным лидером, который посетил Тегеран после прорыва на переговорах по иранской ядерной программе, стал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Одним же из важнейших вопросов тех переговоров (6 апреля) стало будущее транзита иранского газа в Европу. Снятие санкций в перспективе позволит Тегерану увеличить экспорт газа в Европу, что приведет к неизбежному столкновению интересов России и Ирана. 

Также отмечу, что китайские банки де-факто поддержали санкции Запада против банков России. Соответствующая информацию — что большая часть китайских банков отказывается проводить операции с российскими кредитными организациями - привел в июне в статье, опубликованной в журнале Finance Asia, первый зампред ВТБ Юрий Соловьев.

В общем, нет сомнений в том, что Китай и Иран не только не намерены плясать под дудку Москвы, но, наоборот, лишь помогут Западу в деле уничтожения экономики фашистской России.