Сегодня российский премьер
Медведев проведет с министрами совещание
по бюджету. При этом Минфин РФ предлагает
повышение пенсионного возраста уже с
2016 года - по 6 месяцев или по 1 году в год,
до 65 лет для мужчин и женщин.
В одном из последних вариантов проектировок бюджета РФ есть расчеты, что чуть более 0,5 трлн руб. в резервном фонде останется уже к началу 2017 г. и в расход пойдут средства ФНБ. В 2018 г. будут исчерпаны и они. Прибегать к финансированию дефицита бюджета средствами ФНБ очень бы не хотелось, говорят два чиновника Минфина. «Если выбор между исчерпанием фондов, в том числе ФНБ, и эмиссионным финансированием – конечно, лучше первое», – отмечает высокопоставленный чиновник.
Но даже это не решит проблему дефицита: при $50/барр. он за 2016–2018 гг. превысит 8 трлн руб., если не сокращать расходы, следует из расчетов Минфина, в том числе в 2018 г. – 2,2 трлн.
При этом к концу 2015 г. в резервном фонде останется 3,2 трлн руб., сообщил Орешкин (на 1 сентября – 4,7 трлн). В ФНБ на 1 сентября – 4,9 трлн руб., но Минфин учитывает, что до 60% его средств может быть направлено на финансирование инфраструктуры. Порядка четверти средств уже использовано (депозиты в ВЭБе, покупка евробондов Украины, 11 инвестпроектов).
В качестве мер экономии Минфин России предлагает повышение пенсионного возраста уже с 2016 г. Экономия от этого – от 620 млрд до 1,3 трлн руб. за три года в зависимости от скорости повышения: по 6 месяцев или по 1 году в год, до 65 лет для мужчин и женщин.
«Предложение Минфина о повышении пенсионного возраста с 2016 г. – это не просто пожелание Минфина, оно серьезно обсуждалось на совещаниях, было поддержано многими чиновниками», – говорит высокопоставленный федеральный чиновник. Другие предложения – индексация пенсий россиян лишь на 4% в 2016–2018 гг. (до сих пор Минфин настаивал на 4,5%), отказ от выплат пенсий работающим пенсионерам с годовым доходом от 500 000 руб. (пока рассматривается вариант от 1 млн руб.), сокращение индексации зарплат бюджетников и военнослужащих (в 2016 г. – до нуля).
Из-за более низкой цены нефти недобор доходов за 2016–2017 гг. – 2,2 трлн руб., следует из расчетов Минфина РФ, дефицит – 2,9 трлн и 3 трлн руб. соответственно: это уже с учетом частичного сокращения расходов, предусмотренных Основными направлениями бюджетной политики (ОНБП), против заложенных в «докризисном» законе о бюджете на 2015–2017 гг.
Переход к однолетнему бюджету был, вероятно, с тем и связан, что сейчас российское правительство понятия не имеет, ни как резать расходы, ни где взять деньги, полагает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Отказ от трехлетнего бюджета приведет к обнулению бюджетного цикла, говорит она: нет закона – нет обещаний, нечего и секвестировать, бюджет-2018 будет формироваться уже с нуля. А в отношении однолетнего бюджета, который резать пока не очень получается, перспектива быстрого обнуления резервов дает еще одну возможность поторговаться – что резать и сколько, рассуждает она.
На последних правительственных совещаниях Минфин предлагал сократить расходы 2016 г. еще на 700 млрд руб. (в дополнение к уже сокращенным на 400 млрд), говорит высокопоставленный чиновник. В основном – за счет гособоронзаказа и социальных расходов, примерно по 250 млрд руб., остальное – понемногу по каждой статье. Но окончательных бюджетных проектировок пока нет, поэтому эта сумма может измениться, замечает чиновник.
Как видим, ситуация в бюджетной сфере России уже сейчас крайне плачевная. А в ближайшей перспективе она станет просто катастрофической.
Напомню, в конце минувшей недели Центробанк России резко ухудшил прогнозы основных показателей развития РФ на ближайшие три года на фоне волатильности нефтяных цен и неясных перспектив китайского рынка, ожидая перехода российской экономики к росту не ранее 2017 года, а в случае стрессового сценария - более глубокую и продолжительную рецессию вплоть до 2018 года.
Но реально ситуация может оказаться для России еще хуже этой «шоковой», про возможность которой предупредил ЦБ РФ. Поскольку, напомню, уже после обнародования ими вышеприведенных прогнозов со своим новым, очень плохим для России, прогнозом по нефти выступили аналитики американского банка Goldman Sachs. Которые, в частности, предупредили о возможности обвала цен на нефть в среднесрочной перспективе аж до 20 долл за баррель.
При
этом, ранее аналитики, опрошенные
Bloomberg, сообщили, что нефть по $22,5 разрушит
финансовую систему РФ и уничтожит
Путина...
Кстати,
вчера в Минфине России тоже допустили
возможность падения цены на нефть до
$20 за баррель. Об этом заявил
замглавы Минфина Максим Орешкин. Правда,
он очень надеется, что такое падение
будет
краткосрочным.
Об этом пишут сегодня российские
«Ведомости».
Правительство России уже
отказалось от трехлетнего планирования
и готовит бюджет только на 2016 г., однако
Минфин просчитывает возможности бюджета
на три года. Задача – сохранить к концу
2018 г. не менее 2 трлн руб. резервов суммарно
в резервном фонде и фонде национального
благосостояния (ФНБ), заявил вчера
министр финансов Антон Силуанов:
«Несмотря на все сложности».
Речь о средствах ФНБ, уточнил его
заместитель Максим Орешкин: резервный
фонд будет исчерпан. В одном из последних вариантов проектировок бюджета РФ есть расчеты, что чуть более 0,5 трлн руб. в резервном фонде останется уже к началу 2017 г. и в расход пойдут средства ФНБ. В 2018 г. будут исчерпаны и они. Прибегать к финансированию дефицита бюджета средствами ФНБ очень бы не хотелось, говорят два чиновника Минфина. «Если выбор между исчерпанием фондов, в том числе ФНБ, и эмиссионным финансированием – конечно, лучше первое», – отмечает высокопоставленный чиновник.
Но даже это не решит проблему дефицита: при $50/барр. он за 2016–2018 гг. превысит 8 трлн руб., если не сокращать расходы, следует из расчетов Минфина, в том числе в 2018 г. – 2,2 трлн.
При этом к концу 2015 г. в резервном фонде останется 3,2 трлн руб., сообщил Орешкин (на 1 сентября – 4,7 трлн). В ФНБ на 1 сентября – 4,9 трлн руб., но Минфин учитывает, что до 60% его средств может быть направлено на финансирование инфраструктуры. Порядка четверти средств уже использовано (депозиты в ВЭБе, покупка евробондов Украины, 11 инвестпроектов).
В качестве мер экономии Минфин России предлагает повышение пенсионного возраста уже с 2016 г. Экономия от этого – от 620 млрд до 1,3 трлн руб. за три года в зависимости от скорости повышения: по 6 месяцев или по 1 году в год, до 65 лет для мужчин и женщин.
«Предложение Минфина о повышении пенсионного возраста с 2016 г. – это не просто пожелание Минфина, оно серьезно обсуждалось на совещаниях, было поддержано многими чиновниками», – говорит высокопоставленный федеральный чиновник. Другие предложения – индексация пенсий россиян лишь на 4% в 2016–2018 гг. (до сих пор Минфин настаивал на 4,5%), отказ от выплат пенсий работающим пенсионерам с годовым доходом от 500 000 руб. (пока рассматривается вариант от 1 млн руб.), сокращение индексации зарплат бюджетников и военнослужащих (в 2016 г. – до нуля).
Из-за более низкой цены нефти недобор доходов за 2016–2017 гг. – 2,2 трлн руб., следует из расчетов Минфина РФ, дефицит – 2,9 трлн и 3 трлн руб. соответственно: это уже с учетом частичного сокращения расходов, предусмотренных Основными направлениями бюджетной политики (ОНБП), против заложенных в «докризисном» законе о бюджете на 2015–2017 гг.
Переход к однолетнему бюджету был, вероятно, с тем и связан, что сейчас российское правительство понятия не имеет, ни как резать расходы, ни где взять деньги, полагает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Отказ от трехлетнего бюджета приведет к обнулению бюджетного цикла, говорит она: нет закона – нет обещаний, нечего и секвестировать, бюджет-2018 будет формироваться уже с нуля. А в отношении однолетнего бюджета, который резать пока не очень получается, перспектива быстрого обнуления резервов дает еще одну возможность поторговаться – что резать и сколько, рассуждает она.
На последних правительственных совещаниях Минфин предлагал сократить расходы 2016 г. еще на 700 млрд руб. (в дополнение к уже сокращенным на 400 млрд), говорит высокопоставленный чиновник. В основном – за счет гособоронзаказа и социальных расходов, примерно по 250 млрд руб., остальное – понемногу по каждой статье. Но окончательных бюджетных проектировок пока нет, поэтому эта сумма может измениться, замечает чиновник.
Как видим, ситуация в бюджетной сфере России уже сейчас крайне плачевная. А в ближайшей перспективе она станет просто катастрофической.
Напомню, в конце минувшей недели Центробанк России резко ухудшил прогнозы основных показателей развития РФ на ближайшие три года на фоне волатильности нефтяных цен и неясных перспектив китайского рынка, ожидая перехода российской экономики к росту не ранее 2017 года, а в случае стрессового сценария - более глубокую и продолжительную рецессию вплоть до 2018 года.
Но реально ситуация может оказаться для России еще хуже этой «шоковой», про возможность которой предупредил ЦБ РФ. Поскольку, напомню, уже после обнародования ими вышеприведенных прогнозов со своим новым, очень плохим для России, прогнозом по нефти выступили аналитики американского банка Goldman Sachs. Которые, в частности, предупредили о возможности обвала цен на нефть в среднесрочной перспективе аж до 20 долл за баррель.