Падение цен на нефть в июле – августе вызвало новый виток девальвации рубля и отправило экономику России искать новое дно. Российское правительство переверстывает «кризисный» бюджет 2016 г., отказавшись от трехлетнего планирования и бюджетных правил, ЦБ из-за ускорившейся инфляции прервал снижение ставки, несмотря на отмечаемые им риски дальнейшего охлаждения экономики. После двух лет фактической стагфляции – торможения экономики в 2014 г. и ее спада в 2015 г. при двухлетнем ускорении роста цен – следующий, 2016 год станет для России еще одним годом рецессии, а к темпам роста, отличным от статпогрешности, экономика вернется только в 2018 г., прогнозирует ЦБ в проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2016–2018 гг.». Он обнародован одновременно с решением сохранить ключевую ставку 11% и очередным докладом о денежно-кредитной политике.
Об этом пишет сегодня российское деловое издание «Ведомости».
Минус шесть лет
Из-за избытка предложения нефти ее цена до конца 2015 г. останется в коридоре $45–50/барр., в среднем за год составив $52, ожидает ЦБ. Спад экономики достигнет 3,9–4,4% – больше, чем в мартовском прогнозе регулятора, при том же уровне цены нефти (3,5–4% при $50–55/барр.) из-за более сильного, чем ожидалось, спада потребления и продолжения инвестиционного кризиса. Перехода экономики от спада к восстановлению ЦБ ожидает не ранее середины 2016 г.
Дальнейшее определяется динамикой цены нефти. ЦБ разработал три сценария: базовый – $50/барр. в 2016–2018 гг. и варианты – уход на уровень ниже $40/барр. на все три года или последовательный рост до $75 в 2018 г.
В базовом рецессия продлится в 2016 г. из-за дальнейшего сжатия потребительского и инвестиционного спроса, при этом инвестиционный спад может продлиться и в 2017 г., не исключает ЦБ. Он начался еще до 2014 г. – и не в связи с повышенной турбулентностью финансовых рынков, а из-за ограничений существовавшей модели экономического развития, поэтому для возобновления роста инвестиций необходима определенность экономических перспектив, сказала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Высокая прибыль реального сектора в первом полугодии была слабо использована для инвестиций даже в секторах с потенциалом импортозамещения, указала она.
В 2018 г., после года околонулевых темпов, экономика вернется к росту – на 2–3%, ожидает ЦБ. Это в лучшем случае позволит ей остаться примерно на уровне 2013 г., потеряв шесть лет развития: среднегодовой темп за 2014–2018 гг. составит от нуля до минус 0,6%. Остальной мир за тот же период продолжит расти, по оценкам МВФ, в среднем на 3,6% в год.
Напомню, агентство Reuters еще вчера (в воскресенье) сообщило, что Банк России резко ухудшил прогнозы основных показателей развития РФ на ближайшие три года на фоне волатильности нефтяных цен и неясных перспектив китайского рынка, ожидая перехода российской экономики к росту не ранее 2017 года, а в случае стрессового сценария - более глубокую и продолжительную рецессию вплоть до 2018 года.
Однако реалии могут оказаться еще более кошмарными для России в случае, если сбудется прогноз по нефти, который обнародовали в минувшие выходные аналитики американского банка Goldman Sachs. Они, в частности, предупредили о возможности обвала цен на нефть в среднесрочной перспективе аж до 20 долл за баррель.