Украинский
президент Петр Порошенко никак не может
понять, что Запад оказывает ему поддержку
на определенных условиях. И сейчас
руководители Франции и Германии сказали
ему об этом вполне определенно и
конкретно: с этого момента ответственность
за выполнение соглашения о прекращении
огня на востоке Украины полностью лежит
на Порошенко, а не на российском президенте
Владимире Путине.
Так начинается статья политического обозревателя Леонида Бершидского, опубликованная в Bloomberg. Хотя и не со всеми, но со многими выводами автора я согласен (ниже подаю полный текст публикации.
Отправляясь в Париж на переговоры с французским президентом Франсуа Олландом, канцлером Германии Ангелой Меркель и Путиным, Порошенко был настроен воинственно. Он только что выступил с энергичной речью в Организации Объединенных Наций, которая была полностью посвящена опустошительному набегу России на его страну. Его министр внутренних дел Арсен Аваков хвастался, что национальная гвардия Украины «наконец-то» получила американские снайперские винтовки и противотанковые гранаты.
Другая война Украины
Французский дипломат Пьер Морель, поддерживающий тесные контакты с Москвой и с пророссийскими повстанцами на востоке Украины, подготовил к парижской встрече план, который должны были утвердить четыре руководителя. В соответствии с предложением Мореля, Украина должна принять особый закон, в котором излагаются правила проведения местных выборов в удерживаемых повстанцами районах Украины. Это был такой хитрый способ обезвредить бомбу замедленного действия, заложенную под февральские минские соглашения о прекращении огня. Тогда Россия и ее доверенные лица с востока Украины согласились на проведение к концу года выборов по украинским законам, но они были явно не готовы проводить их в соответствии с действующим законодательством, в котором не делается различий между повстанческими районами Украины и всеми прочими. Они пригрозили провести в середине октября свои собственные выборы, что могло послужить причиной возобновления войны.
Однако Порошенко отмел в сторону предложение французского дипломата, назвав его «личным мнением господина Мореля». Он ехал в Париж, чтобы потребовать от России соблюдения минской договоренности о прекращении огня, отмены так называемых «фиктивных выборов» и возвращения к концу года под контроль Украины ее восточной границы.
Он недооценил твердое намерение Франции и Германии убрать с дороги путавшуюся под ногами украинскую проблему, сделав это наиболее эффективным способом. После пятичасовых переговоров в Елисейском дворце план Мореля был навязан Украине в такой форме, которая более выгодна Путину. Во-первых, Украина должна разработать специальный закон о выборах во взаимодействии с Москвой и с сепаратистами. Затем ей придется принять его и амнистировать лидеров сепаратистов, чтобы они могли баллотироваться в местные органы законодательной власти. В 80-дневный срок после принятия закона должны состояться выборы. Затем, если международные наблюдатели объявят их приемлемыми, Украина должна восстановить контроль над границей с Россией. После переговоров Олланд заявил репортерам, что в текущем году это вряд ли произойдет, потому что надо разработать проект закона и тщательно подготовиться к проведению выборов.
Это оплеуха Порошенко. С политической точки зрения ему почти невозможно протолкнуть через парламент одобренный Москвой законопроект о выборах. Порошенко с трудом добился принятия даже скромной поправки в конституцию, которая предоставляет особый статус подконтрольным повстанцам регионам. Когда проходило голосование, у здания парламента вспыхнули беспорядки, и полиция понесла потери. Попытка убедить Раду принять выгодные Москве правила проведения выборов может привести к расколу украинской правящей коалиции и даже к внеочередным выборам, в результате которых появится такой состав парламента, который будет менее благосклонен к Порошенко.
«Париж вновь подтвердил, что в защите национальных интересов Украины у украинцев нет союзников, кроме самих себя, — горько пожаловался на сайте Liga. net комментатор Петр Шуклинов. — Берлин и Париж решили играть роль арбитров. Ни тот, ни другой не желают предпринимать решительные действия, чтобы покончить с войной в центре Европы».
Путин не только получил отсрочку в выполнении минских соглашений. Теперь он будет с удовольствием наблюдать за тем, как извивается и корчится Порошенко, пытаясь смягчить план Мореля — или не очень сильно старается добиться утверждения закона о выборах. В любом случае, провал этих усилий даст Путину более или менее перманентный замороженный конфликт, который будет отвлекать украинские ресурсы и дестабилизировать правительство Порошенко. А если мяч останется на стороне Украины, экономические санкции против России тоже могут быть сняты — ведь Путин в прошлом месяце сделал так, чтобы ситуация в зоне боевых действий стала спокойной.
В то же время у Порошенко возникнут проблемы в отношениях с европейскими лидерами, которые будут с еще большей подозрительностью наблюдать за его намерениями.
С точки зрения Меркель и Олланда, Порошенко должен быть заинтересован в том, чтобы снова включить в состав Украины подконтрольные повстанцам районы. Это значит, что будет серьезная борьба на выборах, а в случае почти несомненного поражения ему придется работать с победителями. Это по-европейски; а вот попытки заручиться внешней поддержкой для разгрома сепаратистов это не по-европейски, особенно сейчас, когда у Европы полно своих проблем.
Порошенко может рассчитывать на значимую поддержку лишь в том случае, если он проявит готовность и решимость совершать трудные поступки, которые приблизят Украину к западным моделям государственного управления. Это требует достижения непростых политических компромиссов и реализации болезненных реформ. Пока украинский президент не показывает особых результатов ни на одном из этих фронтов.
Его страна по-прежнему безнадежно коррумпирована и находится в тисках междоусобной борьбы между олигархическими кланами, хотя украинское правительство создало аж пять новых антикоррупционных органов. При отсутствии настоящего дерегулирования и либерализации налогообложения экономический рост будет по-прежнему недостижим. Международный валютный фонд только что понизил прогнозы спада по Украине с июньских девяти до 11 процентов. Украинское правительство проигрывает свою войну против бесхозяйственности, чрезмерного регулирования и казнокрадства.
Именно это нужно Путину. Сделав ставку на выборы на востоке Украины (если они состоятся), он рассчитывает не на полевых командиров, а на местных олигархов, которые управляли этим регионом до «революции достоинства» 2014 года. Через них он надеется оказывать экономическое и политическое влияние на Киев. И торопиться ему некуда: время на стороне Путина, а не Порошенко.
***
Мне тоже не понравились высказывания на пресс-конференции Меркель и Олланда. Итог той встречи «нормандской четверки» для Украины, по моему мнению, — слабая тройка.
Также я согласен с утверждение автора, что Украина «по-прежнему безнадежно коррумпирована». Однако он почему-то упускает тот важный момент, что вина за это, в первую очередь, лежит как раз на Порошенко, который, кстати, является сейчас олигархом №1 в Украине.
Кроме того, Бершидский явно ошибается в том, что Путину некуда торопиться. Нет, у Путина как раз очень мало времени, так как социально-экономическая ситуация внутри России сейчас стремительно ухудшается...
Так начинается статья политического обозревателя Леонида Бершидского, опубликованная в Bloomberg. Хотя и не со всеми, но со многими выводами автора я согласен (ниже подаю полный текст публикации.
Отправляясь в Париж на переговоры с французским президентом Франсуа Олландом, канцлером Германии Ангелой Меркель и Путиным, Порошенко был настроен воинственно. Он только что выступил с энергичной речью в Организации Объединенных Наций, которая была полностью посвящена опустошительному набегу России на его страну. Его министр внутренних дел Арсен Аваков хвастался, что национальная гвардия Украины «наконец-то» получила американские снайперские винтовки и противотанковые гранаты.
Другая война Украины
Французский дипломат Пьер Морель, поддерживающий тесные контакты с Москвой и с пророссийскими повстанцами на востоке Украины, подготовил к парижской встрече план, который должны были утвердить четыре руководителя. В соответствии с предложением Мореля, Украина должна принять особый закон, в котором излагаются правила проведения местных выборов в удерживаемых повстанцами районах Украины. Это был такой хитрый способ обезвредить бомбу замедленного действия, заложенную под февральские минские соглашения о прекращении огня. Тогда Россия и ее доверенные лица с востока Украины согласились на проведение к концу года выборов по украинским законам, но они были явно не готовы проводить их в соответствии с действующим законодательством, в котором не делается различий между повстанческими районами Украины и всеми прочими. Они пригрозили провести в середине октября свои собственные выборы, что могло послужить причиной возобновления войны.
Однако Порошенко отмел в сторону предложение французского дипломата, назвав его «личным мнением господина Мореля». Он ехал в Париж, чтобы потребовать от России соблюдения минской договоренности о прекращении огня, отмены так называемых «фиктивных выборов» и возвращения к концу года под контроль Украины ее восточной границы.
Он недооценил твердое намерение Франции и Германии убрать с дороги путавшуюся под ногами украинскую проблему, сделав это наиболее эффективным способом. После пятичасовых переговоров в Елисейском дворце план Мореля был навязан Украине в такой форме, которая более выгодна Путину. Во-первых, Украина должна разработать специальный закон о выборах во взаимодействии с Москвой и с сепаратистами. Затем ей придется принять его и амнистировать лидеров сепаратистов, чтобы они могли баллотироваться в местные органы законодательной власти. В 80-дневный срок после принятия закона должны состояться выборы. Затем, если международные наблюдатели объявят их приемлемыми, Украина должна восстановить контроль над границей с Россией. После переговоров Олланд заявил репортерам, что в текущем году это вряд ли произойдет, потому что надо разработать проект закона и тщательно подготовиться к проведению выборов.
Это оплеуха Порошенко. С политической точки зрения ему почти невозможно протолкнуть через парламент одобренный Москвой законопроект о выборах. Порошенко с трудом добился принятия даже скромной поправки в конституцию, которая предоставляет особый статус подконтрольным повстанцам регионам. Когда проходило голосование, у здания парламента вспыхнули беспорядки, и полиция понесла потери. Попытка убедить Раду принять выгодные Москве правила проведения выборов может привести к расколу украинской правящей коалиции и даже к внеочередным выборам, в результате которых появится такой состав парламента, который будет менее благосклонен к Порошенко.
«Париж вновь подтвердил, что в защите национальных интересов Украины у украинцев нет союзников, кроме самих себя, — горько пожаловался на сайте Liga. net комментатор Петр Шуклинов. — Берлин и Париж решили играть роль арбитров. Ни тот, ни другой не желают предпринимать решительные действия, чтобы покончить с войной в центре Европы».
Путин не только получил отсрочку в выполнении минских соглашений. Теперь он будет с удовольствием наблюдать за тем, как извивается и корчится Порошенко, пытаясь смягчить план Мореля — или не очень сильно старается добиться утверждения закона о выборах. В любом случае, провал этих усилий даст Путину более или менее перманентный замороженный конфликт, который будет отвлекать украинские ресурсы и дестабилизировать правительство Порошенко. А если мяч останется на стороне Украины, экономические санкции против России тоже могут быть сняты — ведь Путин в прошлом месяце сделал так, чтобы ситуация в зоне боевых действий стала спокойной.
В то же время у Порошенко возникнут проблемы в отношениях с европейскими лидерами, которые будут с еще большей подозрительностью наблюдать за его намерениями.
С точки зрения Меркель и Олланда, Порошенко должен быть заинтересован в том, чтобы снова включить в состав Украины подконтрольные повстанцам районы. Это значит, что будет серьезная борьба на выборах, а в случае почти несомненного поражения ему придется работать с победителями. Это по-европейски; а вот попытки заручиться внешней поддержкой для разгрома сепаратистов это не по-европейски, особенно сейчас, когда у Европы полно своих проблем.
Порошенко может рассчитывать на значимую поддержку лишь в том случае, если он проявит готовность и решимость совершать трудные поступки, которые приблизят Украину к западным моделям государственного управления. Это требует достижения непростых политических компромиссов и реализации болезненных реформ. Пока украинский президент не показывает особых результатов ни на одном из этих фронтов.
Его страна по-прежнему безнадежно коррумпирована и находится в тисках междоусобной борьбы между олигархическими кланами, хотя украинское правительство создало аж пять новых антикоррупционных органов. При отсутствии настоящего дерегулирования и либерализации налогообложения экономический рост будет по-прежнему недостижим. Международный валютный фонд только что понизил прогнозы спада по Украине с июньских девяти до 11 процентов. Украинское правительство проигрывает свою войну против бесхозяйственности, чрезмерного регулирования и казнокрадства.
Именно это нужно Путину. Сделав ставку на выборы на востоке Украины (если они состоятся), он рассчитывает не на полевых командиров, а на местных олигархов, которые управляли этим регионом до «революции достоинства» 2014 года. Через них он надеется оказывать экономическое и политическое влияние на Киев. И торопиться ему некуда: время на стороне Путина, а не Порошенко.
***
Мне тоже не понравились высказывания на пресс-конференции Меркель и Олланда. Итог той встречи «нормандской четверки» для Украины, по моему мнению, — слабая тройка.
Также я согласен с утверждение автора, что Украина «по-прежнему безнадежно коррумпирована». Однако он почему-то упускает тот важный момент, что вина за это, в первую очередь, лежит как раз на Порошенко, который, кстати, является сейчас олигархом №1 в Украине.
Кроме того, Бершидский явно ошибается в том, что Путину некуда торопиться. Нет, у Путина как раз очень мало времени, так как социально-экономическая ситуация внутри России сейчас стремительно ухудшается...