В понедельник
в европейских СМИ появились слухи о
том, что во время своего саммита,
намеченного на декабрь, Евросоюз
собирается продлить санкции против
России. Если это действительно так, то
санкции будут продлены на полгода как
раз за месяц до окончания их прежнего
срока. Испытывающий финансовые трудности
Кремль указывает на значительно
сокращение за последние два месяца
случаев нарушения перемирия в Украине,
пытаясь тем самым воздействовать на
некоторые европейские страны, включая
Германию, чтобы те отменили санкции в
январе. Однако канцлер Германии Ангела
Меркель якобы поддерживает идею
расширения санкций, несмотря на
возникшие в связи с этим разногласия в
ее правительстве.
В понедельник во время своего ежедневного брифинга пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков отказался комментировать этот вопрос, но в минувшую пятницу Москва отметила, что рассчитывает на то, что решение будет принято после встречи министров иностранных дел нормандской четверки в Берлине. Сразу же после встречи министр иностранных дел России Сергей Лавров объявил, что срок исполнения минских соглашений будет перенесен на 2016 год.
Естественно, Россия и Европа рассматривают ситуацию в Украине с совершенно разных точек зрения. Германия отметила, что ни одна из сторон не соблюдает сроки исполнения минских договоренностей, а Россия обвиняет Украину в том, что та не в состоянии выработать законы о местных выборах на сепаратистских территориях или провести конституционные реформы, необходимые по условиям минских соглашений.
И, безусловно, местные выборы, прошедшие в Украине 25 октября, подтвердили, что киевское правительство слишком нестабильно и уязвимо, а страна слишком разделена, чтобы проводить такие реформы прямо сейчас. По мнению некоторых украинских политиков, минские соглашения предоставляют слишком большие уступки России и сепаратистам, которым она оказывает поддержку. При этом вооруженные провокации и обстрелы, возобновившиеся за последнюю неделю, свидетельствуют о том, что режим отвода вооружений с обеих сторон конфликта больше не соблюдается, и на линии разграничения по-прежнему остаются минометные установки. Учитывая активизировавшиеся перестрелки — особенно в Донецке — ни правительственные войска, ни формирования сепаратистов не торопятся дальше выполнять план отвода вооружений и даже предлагают вернуть на передовые позиции какую-то часть артиллерии. И теперь Киев, возможно, повременит с осуществлением политических реформ, необходимых для соблюдения требований России и сепаратистов, указанных в минских соглашениях.
Таким образом, нормандская группа перенесла сроки исполнения соглашений с тем, чтобы дать России, Украине и подконтрольным им силам время для выполнения условий соглашения. Россия, со своей стороны, скорее согласится потерпеть продление санкций, чтобы получить возможность реализации минских соглашений, чем допустит, чтобы переговоры окончательно провалились — в результате чего все стороны утратят завоеванные позиции и окажутся еще дальше от урегулирования ситуации.
Но даже при том, что сроки исполнения соглашений перенесены на следующий год, нет оснований рассчитывать на то, что Киев в ближайшем будущем захочет или сможет пойти на обещанные уступки. Россия не до конца выполнила свою часть обязательств, украинское правительство рискует потерять власть, после чего неминуемо произойдет политический переворот, а небольшие националистические силы, по имеющейся информации, пытаются помешать развитию мирного процесса. Учитывая нестабильную внутриполитическую ситуацию в Украине, Европа мало что может сделать, чтобы заставить киевские власти действовать дальше и проводить обещанные реформы.
В этом случае возникает вопрос: как поступит Москва, если Украина не сможет выполнить условия минских соглашений в сроки, перенесенные на следующий год? Теоретически Россия может довольно быстро возобновить в Украине свои военные операции. Правда, в этом случае Евросоюз, вероятнее всего, не только продлит свои санкции, но и вместе с США может ввести дополнительные санкции, которые еще больше ослабят российскую экономику.
При необходимости Россия сможет продержаться в условиях существующих санкций и следующий год. Сейчас самый серьезный ущерб российской экономике наносят две действующие санкционные меры — это запрет на предоставление России передовых технологий и оборудования для энергетического сектора и ограничение финансирования многих крупнейших российских компаний. Хотя эти меры и вынудили Москву отложить реализацию многих попавших под действие санкций энергетических проектов, Россия по-прежнему в состоянии обеспечивать сегодняшние объемы производства в течение ближайших нескольких лет. В связи с этим сегодняшняя приостановка реализации новых проектов, по всей видимости, начнет отрицательно сказываться на объемах производства в России после 2020 года.
Но еще больший груз затрат в результате санкций обрушится на Россию в ближайшей перспективе. В этом году крупнейшие российские компании смогли выплатить свои внешние долги на общую сумму около 30 миллиардов долларов за счет приостановки реализации проектов, сокращений и помощи Кремля и его банков в предоставлении средств и рефинансировании. Вдобавок к этим расходам Кремль также планирует до конца текущего года потратить почти половину своего резервного фонда, составляющего около 70 миллиардов долларов, с целью дальнейшего оказания помощи многим из этих оказавшихся в нелегкой ситуации компаниям. Российские власти заявили, что намерены использовать оставшиеся в резервном фонде средства для поддержки крупных компаний и других испытывающих затруднения предприятий и структур, в том числе и властей российских регионов.
Поэтому при том, что Россия переживет 2016 год без особо серьезного финансового кризиса или дефолта, ситуация в стране будет нелегкой, и более долгосрочная перспектива уже не будет казаться Москве благоприятной. Хотя в следующем году российские компании должны будут выплатить по долгам не такие значительные суммы (приблизительно 16 миллиардов долларов), в 2017 и 2018 годах сумма подлежащих оплате долгов уже составит около 72 миллиардов долларов. Не исключено, что к тому времени Кремль истратит весь свой резервный фонд, однако у него еще останется Фонд национального благосостояния и валютные резервы, откуда можно будет брать средства. Правда, эти резервы предназначены для того, чтобы стимулировать экономический рост, стабилизировать национальную валюту и рынки — а не для того, чтобы погашать долги крупных корпораций. При этом российские банки могут рефинансировать долги крупных компаний лишь в какой-то степени.
Для российской экономики время пошло, и его не так уж много. Если Кремль не хочет допустить банкротства, дальнейшего сокращения деятельности и урезания инвестиций в российских компаниях, Москве придется убедить европейцев отменить хотя бы самые жесткие санкции. Это поставит Кремль в следующем году в затруднительное положение. России необходимо, чтобы санкции были сняты к 2017 году, но для этого потребуется, чтобы и Россия, и Украина выполнили минские соглашения. Украина уже дает понять, что, видимо, не сможет выполнить условия соглашений, при этом Москве придется либо изменить требования к Киеву, либо согласиться с еще более мрачными перспективами на ближайшие несколько лет. Раньше Россия демонстрировала способность выдерживать экономические трудности ради сохранения своего стратегического положения в регионе. Но непонятно, как долго еще Москва захочет вести этот торг ради защиты своих интересов на Украине.
Американское разведывательно-аналитическое агентство Stratfor
***
Напомню, агентство Stratfor 3 ноября, обнародовало подробный доклад о плачевных бюджетных перспективах России на ближайшее будущее.
Днем ранее оно опубликовало версию, что причиной крушения российского самолета Airbus A321 в Египте мог быть подрыв на борту взрывного устройства. При этом данная версия затем нашла подтверждение.
А в сентябре агентство Stratfor высказало предположение, что Путин хочет обменять Асада на Украину и снятие санкций с России.
Кстати, я считаю верным прогноз американской разведки о скором свержении нынешней зарвавшейся коррумпированной власти в Украине — о чем, надеюсь, убедительно рассказал в предыдущей статье...
В понедельник во время своего ежедневного брифинга пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков отказался комментировать этот вопрос, но в минувшую пятницу Москва отметила, что рассчитывает на то, что решение будет принято после встречи министров иностранных дел нормандской четверки в Берлине. Сразу же после встречи министр иностранных дел России Сергей Лавров объявил, что срок исполнения минских соглашений будет перенесен на 2016 год.
Естественно, Россия и Европа рассматривают ситуацию в Украине с совершенно разных точек зрения. Германия отметила, что ни одна из сторон не соблюдает сроки исполнения минских договоренностей, а Россия обвиняет Украину в том, что та не в состоянии выработать законы о местных выборах на сепаратистских территориях или провести конституционные реформы, необходимые по условиям минских соглашений.
И, безусловно, местные выборы, прошедшие в Украине 25 октября, подтвердили, что киевское правительство слишком нестабильно и уязвимо, а страна слишком разделена, чтобы проводить такие реформы прямо сейчас. По мнению некоторых украинских политиков, минские соглашения предоставляют слишком большие уступки России и сепаратистам, которым она оказывает поддержку. При этом вооруженные провокации и обстрелы, возобновившиеся за последнюю неделю, свидетельствуют о том, что режим отвода вооружений с обеих сторон конфликта больше не соблюдается, и на линии разграничения по-прежнему остаются минометные установки. Учитывая активизировавшиеся перестрелки — особенно в Донецке — ни правительственные войска, ни формирования сепаратистов не торопятся дальше выполнять план отвода вооружений и даже предлагают вернуть на передовые позиции какую-то часть артиллерии. И теперь Киев, возможно, повременит с осуществлением политических реформ, необходимых для соблюдения требований России и сепаратистов, указанных в минских соглашениях.
Таким образом, нормандская группа перенесла сроки исполнения соглашений с тем, чтобы дать России, Украине и подконтрольным им силам время для выполнения условий соглашения. Россия, со своей стороны, скорее согласится потерпеть продление санкций, чтобы получить возможность реализации минских соглашений, чем допустит, чтобы переговоры окончательно провалились — в результате чего все стороны утратят завоеванные позиции и окажутся еще дальше от урегулирования ситуации.
Но даже при том, что сроки исполнения соглашений перенесены на следующий год, нет оснований рассчитывать на то, что Киев в ближайшем будущем захочет или сможет пойти на обещанные уступки. Россия не до конца выполнила свою часть обязательств, украинское правительство рискует потерять власть, после чего неминуемо произойдет политический переворот, а небольшие националистические силы, по имеющейся информации, пытаются помешать развитию мирного процесса. Учитывая нестабильную внутриполитическую ситуацию в Украине, Европа мало что может сделать, чтобы заставить киевские власти действовать дальше и проводить обещанные реформы.
В этом случае возникает вопрос: как поступит Москва, если Украина не сможет выполнить условия минских соглашений в сроки, перенесенные на следующий год? Теоретически Россия может довольно быстро возобновить в Украине свои военные операции. Правда, в этом случае Евросоюз, вероятнее всего, не только продлит свои санкции, но и вместе с США может ввести дополнительные санкции, которые еще больше ослабят российскую экономику.
При необходимости Россия сможет продержаться в условиях существующих санкций и следующий год. Сейчас самый серьезный ущерб российской экономике наносят две действующие санкционные меры — это запрет на предоставление России передовых технологий и оборудования для энергетического сектора и ограничение финансирования многих крупнейших российских компаний. Хотя эти меры и вынудили Москву отложить реализацию многих попавших под действие санкций энергетических проектов, Россия по-прежнему в состоянии обеспечивать сегодняшние объемы производства в течение ближайших нескольких лет. В связи с этим сегодняшняя приостановка реализации новых проектов, по всей видимости, начнет отрицательно сказываться на объемах производства в России после 2020 года.
Но еще больший груз затрат в результате санкций обрушится на Россию в ближайшей перспективе. В этом году крупнейшие российские компании смогли выплатить свои внешние долги на общую сумму около 30 миллиардов долларов за счет приостановки реализации проектов, сокращений и помощи Кремля и его банков в предоставлении средств и рефинансировании. Вдобавок к этим расходам Кремль также планирует до конца текущего года потратить почти половину своего резервного фонда, составляющего около 70 миллиардов долларов, с целью дальнейшего оказания помощи многим из этих оказавшихся в нелегкой ситуации компаниям. Российские власти заявили, что намерены использовать оставшиеся в резервном фонде средства для поддержки крупных компаний и других испытывающих затруднения предприятий и структур, в том числе и властей российских регионов.
Поэтому при том, что Россия переживет 2016 год без особо серьезного финансового кризиса или дефолта, ситуация в стране будет нелегкой, и более долгосрочная перспектива уже не будет казаться Москве благоприятной. Хотя в следующем году российские компании должны будут выплатить по долгам не такие значительные суммы (приблизительно 16 миллиардов долларов), в 2017 и 2018 годах сумма подлежащих оплате долгов уже составит около 72 миллиардов долларов. Не исключено, что к тому времени Кремль истратит весь свой резервный фонд, однако у него еще останется Фонд национального благосостояния и валютные резервы, откуда можно будет брать средства. Правда, эти резервы предназначены для того, чтобы стимулировать экономический рост, стабилизировать национальную валюту и рынки — а не для того, чтобы погашать долги крупных корпораций. При этом российские банки могут рефинансировать долги крупных компаний лишь в какой-то степени.
Для российской экономики время пошло, и его не так уж много. Если Кремль не хочет допустить банкротства, дальнейшего сокращения деятельности и урезания инвестиций в российских компаниях, Москве придется убедить европейцев отменить хотя бы самые жесткие санкции. Это поставит Кремль в следующем году в затруднительное положение. России необходимо, чтобы санкции были сняты к 2017 году, но для этого потребуется, чтобы и Россия, и Украина выполнили минские соглашения. Украина уже дает понять, что, видимо, не сможет выполнить условия соглашений, при этом Москве придется либо изменить требования к Киеву, либо согласиться с еще более мрачными перспективами на ближайшие несколько лет. Раньше Россия демонстрировала способность выдерживать экономические трудности ради сохранения своего стратегического положения в регионе. Но непонятно, как долго еще Москва захочет вести этот торг ради защиты своих интересов на Украине.
Американское разведывательно-аналитическое агентство Stratfor
***
Напомню, агентство Stratfor 3 ноября, обнародовало подробный доклад о плачевных бюджетных перспективах России на ближайшее будущее.
Днем ранее оно опубликовало версию, что причиной крушения российского самолета Airbus A321 в Египте мог быть подрыв на борту взрывного устройства. При этом данная версия затем нашла подтверждение.
А в сентябре агентство Stratfor высказало предположение, что Путин хочет обменять Асада на Украину и снятие санкций с России.
Кстати, я считаю верным прогноз американской разведки о скором свержении нынешней зарвавшейся коррумпированной власти в Украине — о чем, надеюсь, убедительно рассказал в предыдущей статье...