Можно сколько угодно говорить о том, что 2016 год станет годом начала экономического подъема и укрепления гривны, успешных экономических и политических реформ, стабилизации банковской системы, но большинство украинского населения в эти утверждения не верит, и как только появляется свободная гривна, вкладывает ее в иностранную валюту. Даже новогодние праздники не переломили эту тенденцию.
Я не буду говорить о падении ВВП, о неблагоприятной внешнеэкономической конъюктуре, о войне в Донбассе, об оккупации Крыма, о бегстве из Украины украинского и иностранного капитала, о том, что Яресько хранит в украинских банках всего 6 (шесть) долларов, о низких золотовалютных резервах НБУ, большую часть которых составляют неликвидные бумаги американских обанкротившихся компаний, о том, что кроме траншей МВФ Украине неоткуда ждать валютных поступлений. Все это хорошо известно, но демагогическая трескотня самодовольных и напыщенных президента, премьер-министра, министра финансов, главы НБУ и прочих чиновников высшего ранга создают искаженное представление о печальной реальности, в которую все глубже погружается Украина, страна-банкрот, страна несостоявшаяся как государство, одна из двух стран в мире, ВВП которой ниже уровня ВВП 1991 года, года, в котором она получила свою независимость.
Я также уверен в том, что гривна будет и дальше слабеть, и нарисованный в бюджете на 2016 год курс доллара в 24,1 грн имеет такое же отношение к реальности, как называть нынешнее правительство коррупционеров правительством реформаторов, а первого олигарха страны искренним борцом с олигархатом.
У меня есть один очень простой и одновременно неотразимый довод в пользу моей убежденности в дальнейшей девальвации гривны. Пусть кто-нибудь попробует его опровергнуть, если такой смельчак и отыщется.
Украина провалила борьбу с коррупцией, она и не могла ее не провалить, а потому ее национальная валюта обречена на дальнейшее падение.
Вчера New York Times опубликовала статью трех бывших американских послов в Украине о том, что Америке следует увеличить объем финансовой помощи для Украины, иначе страну ждет крах, но условием такой американской помощи в будущем следует считать успехи Украины в борьбе с коррупцией.
Ни один здравомыслящий украинский гражданин не верит не только тому, что эта власть способна бороться с коррупцией, но и тому, что она сама не возглавляет эту коррупцию.
Перефразируя слова классика о том, как большевики боролись с разрухой, высшие должностные лица в Украине должны не просто бить себя по голове, они должны или застрелиться или добровольно себя посадить за решетку на очень длительные сроки.
Также хочу развеять существующие в определенных кругах мыслящих украинцев иллюзию, что Яресько на посту премьер-министра смотрелась бы гораздо лучше Яценюка.
Яресько такой же продукт системы назначения кадров имени Порошенко, как и Яценюк, как и Саакашвили, хотя последний и стал все чаще выходить из-под контроля главного олигарха страны.
Украинский бизнесмен Александр Соколовский поделился своим мнением от личного общения с министром финансов и обобщил его в словах: Яресько занимает "твердую и несгибаемую позицию, в которой нет места кардинальным реформам".
Конечно, мне могут возразить, что это правительство не вечно, как не вечен и сам президент, и если в стране начнутся настоящие реформы и настоящая борьба с коррупцией, то тогда и гривна перестанет падать.
На это отвечу, что и правительство, и президент являются ставленниками олигархически-бандитской государственной системы, какой является сейчас сама Украина и поменять ее можно только силовыми методами, потому что система сопротивляется и одерживает победы, все механизмы победить ее в рамках демократических правовых механизмов потерпели крушение.
Ну, а если борьба за пределами этих механизмов, то на время этой борьбы гривна также не может рассчитывать на укрепление или хотя бы стабилизацию.
Вот и все, что я хотел сказать на сегодня.
Сергей Диккенс, специально для «Экономики от Пророка»
Отмечу, что примерно такой же вывод-прогноз относительно перспектив гривны в следующем году предложил недавно преподаватель курса Финансы Эдинбургской бизнес-школы в Восточной Европе Иван Компан. Он указал, что курс гривны непредсказуем из-за утраты доверия народа к власти и посоветовал украинцам: «скупайте доллары и складывайте их под матрас».
Вполне возможно, что Диккенс и Компан окажутся правы в своих оценках, и гривна действительно продемонстрирует в 2016 году значительное падение по сравнению с нынешним курсом. Однако, как я недавно писал, с экономической точки зрения в следующем году больших рисков для гривны нет, и поэтому может быть выдержан заложенный в бюджет курс на уровне около 24 грн за долл.
Отмечу, что в последние дни гривна слабела к доллару как на межбанке, так и на наличном рынке. В частности, курс доллара на межбанке 30 декабря 2015 года в продаже вырос еще на 5 копеек - до 24,15 грн/долл. На «черном рынке» он вчера подскочил до 25,70 грн/долл. А официальный курс от НБУ повышен на 4 января 2016 года на 21 коп - до 24,00 грн/долл.