Дефицит
федерального бюджета России в следующем
году может существенно превысить
установленную 3% ВВП планку из-за падения
доходов на фоне дешевой нефти
и дополнительных трат на докапитализацию
Внешэкономбанка, а через год ситуация
осложнится отсутствием резервов
и достаточного маневра для сокращения
расходов.
Об этом рассказал в интервью Reuters министр финансов РФ Антон Силуанов.
Глава
Минфина предупреждает об угрозе
финансовой стабильности РФ и опасности
политики «ничего не делать и ждать,
когда цены на нефть вырастут».
После завершения избирательной кампании 2018 года перед главой государства встанет выбор — либо сокращать ускоренными темпами социальные расходы, либо повышать налоги, говорит Силуанов.
«Перед
Россией в среднесрочной перспективе
стоит непростой выбор: либо серьезно
сократить объем социальных расходов,
расходов на образование и здравоохранение
и при этом оставить уровень налогов
без изменения, либо идти по пути
большего объема социальных расходов,
но при этом повышать отдельные налоги.
Это непростой общественный выбор —
ответ на этот вопрос должен быть
в программе следующего российского
президента», — сказал Силуанов.
Минфин России еле свел концы с концами при верстке бюджета на 2016 год из-за сокращения доходов на фоне низких цен на нефть и падения экономики. Дешевая нефть вынудила власти отказаться от положенной по закону индексации пенсий и зарплат бюджетникам, в третий раз конфисковать пенсионные накопления граждан и изъять дополнительные доходы нефтяников, несмотря на обещание не менять налоговый режим до 2018 года.
Как
отмечает издание, Минэкономразвития
РФ
в пессимистичном
варианте прогноза оценивает цены
на нефть в ближайшие три года
на уровне $40 за баррель, ЦБ
в стресс-сценарии закладывает 35
долларов.
Минфин России в своих прогнозах исходит из того, что нефть будет находиться в промежутке между 40 до 50 долларами за баррель, однако допускает, что цены опустятся ниже 40 долларов.
«Такая ситуация возможна», — считает Силуанов, объясняя это замедлением темпов мировой экономики, избыточным предложением нефти на рынке, а также готовностью Ирана выйти на рынок нефти после снятия санкций.
«Пока нет оснований говорить о возможности повышательных трендов по цене на нефть… Мы таких перспектив не видим», — сказал Силуанов.
Как и в кризис 2008-2009 года, российское правительство в этом году отказалось от трехлетнего планирования бюджета, ограничившись финансовым планом на один год и заложив в него цену на нефть Urals 50 долларов за баррель. В настоящее время Urals торгуется на уровне 40 долларов за баррель.
«Нельзя полагаться на русский авось, что вдруг все резко изменится, цены на нефть вырастут, все вернется к ситуации двухлетней давности. Не вернется. Даже если ситуация в какой-то степени улучшится, то все равно необходимо решать структурные проблемы, избавляться от дисбалансов», — говорит Силуанов.
«Логика, что сейчас закончатся деньги, и тогда мы займемся хозяйством — неверная. Ничего не делать и ждать, когда цены на нефть вырастут, — опасно и неадекватно ситуации. Мы должны быть готовы к любому развитию событий, а значит сейчас необходимо пересматривать неэффективные, избыточные обязательства, улучшать структуру бюджета».
При сохранении нынешних цен на нефть и курса рубля доходы бюджета сократятся на 1,2-1,5 триллиона в 2016 году по сравнению с заложенными в проекте бюджета, сказал Силуанов. Это приведет к разрастанию бюджетной дыры, которая может увеличиться еще больше после оказания помощи испытывающему финансовые проблемы Внешэкономбанку.
В проекте бюджета-2016 доходы определены в сумме 13,74 триллиона рублей (17,5 процента ВВП), а дефицит зафиксирован в размере 2,36 триллиона рублей, или 3% ВВП. Почти весь дефицит — 2,14 триллиона рублей — будет профинансирован из Резервного фонда, в котором, если бюджет будет исполнен в соответствии с планом, останется к концу года 1,0 триллион рублей, а с учетом дополнительных расходов и рисков бюджетная страховка обнулится.
«В следующем году мы видим серьезные риски. Дефицит может увеличиться в результате недопоступления 1,2-1,5 триллиона рублей доходов. Остаются вопросы с дополнительными тратами, включая урегулирование задолженности ВЭБа», — сказал министр финансов.
Ведомство думает над тем, где бы взять денег.«Если такие риски реализуются, я не исключаю, что нужно будет проводить мобилизацию ресурсов в следующем году», — сказал Силуанов, отнеся к ним нераспределенные резервы внутри бюджета, сформированные в том числе за счет изъятия пенсионных накоплений на сумму 342 миллиардов рублей, улучшение администрирования сборов с виноводочной продукции, а также страховых взносов.
Последняя мера, по оценкам, приведет к получению дополнительных порядка 100 миллиардов рублей в бюджет, сказал Силуанов.
В
проекте бюджета РФ на 2016 год расходы
установлены в размере 16,1 триллиона
рублей (20,5% ВВП) по сравнению с 15,4
триллиона в этом году (21%).
Однако запросы министерств и ведомств превышают эту планку на два-три триллиона рублей в год, сказал Силуанов.
«Есть угроза разбалансировки финансовой ситуации. Нужно делать выводы, анализировать опыт других стран, учиться на ошибках прошлых лет. Законы экономики отменить нельзя, они объективны. И как бы нам ни хотелось кому-то помочь, побольше денег дать, для этого нужны источники и ресурсы, а если их нет, то недопустимо принимать ничем не обеспеченные обязательства. Это самообман», - подытожил министр финансов России.
Напомню,
27 октября в ходе парламентских слушаний
в Совете Федерации Силуанов заявил, что
покрывать дефицит бюджета из Резервного
фонда с 2017 года уже не получится (то
есть, они закончатся уже в 2016 году —
Пророк).
При
этом, как сообщил
в прошлом месяце
Минфин РФ, резервный фонд России в
октябре уменьшился на 440,52 млрд руб.
Следовательно, при сохранении таких
темпов резервный фонд России полностью
закончится уже через девять с половиной
месяцев — то есть, в августе 2016 года...
Кроме
того, ситуация в 2016 году может сложиться
для российской экономики даже еще хуже,
чем та, о которой говорит в данном
интервью Reuters
Силуанов. Я имею в виду недавний прогноз
экспертов Goldman Sachs, что в ближайшие
месяцы цена на нефть может обвалиться
до $20 за баррель.
Кстати,
вчера неделя началась продолжением падения цен на нефть. Сегодня с утра
цены держатся примерно на том же уровне.
Об этом рассказал в интервью Reuters министр финансов РФ Антон Силуанов.
После завершения избирательной кампании 2018 года перед главой государства встанет выбор — либо сокращать ускоренными темпами социальные расходы, либо повышать налоги, говорит Силуанов.
Минфин России еле свел концы с концами при верстке бюджета на 2016 год из-за сокращения доходов на фоне низких цен на нефть и падения экономики. Дешевая нефть вынудила власти отказаться от положенной по закону индексации пенсий и зарплат бюджетникам, в третий раз конфисковать пенсионные накопления граждан и изъять дополнительные доходы нефтяников, несмотря на обещание не менять налоговый режим до 2018 года.
Минфин России в своих прогнозах исходит из того, что нефть будет находиться в промежутке между 40 до 50 долларами за баррель, однако допускает, что цены опустятся ниже 40 долларов.
«Такая ситуация возможна», — считает Силуанов, объясняя это замедлением темпов мировой экономики, избыточным предложением нефти на рынке, а также готовностью Ирана выйти на рынок нефти после снятия санкций.
«Пока нет оснований говорить о возможности повышательных трендов по цене на нефть… Мы таких перспектив не видим», — сказал Силуанов.
Как и в кризис 2008-2009 года, российское правительство в этом году отказалось от трехлетнего планирования бюджета, ограничившись финансовым планом на один год и заложив в него цену на нефть Urals 50 долларов за баррель. В настоящее время Urals торгуется на уровне 40 долларов за баррель.
«Нельзя полагаться на русский авось, что вдруг все резко изменится, цены на нефть вырастут, все вернется к ситуации двухлетней давности. Не вернется. Даже если ситуация в какой-то степени улучшится, то все равно необходимо решать структурные проблемы, избавляться от дисбалансов», — говорит Силуанов.
«Логика, что сейчас закончатся деньги, и тогда мы займемся хозяйством — неверная. Ничего не делать и ждать, когда цены на нефть вырастут, — опасно и неадекватно ситуации. Мы должны быть готовы к любому развитию событий, а значит сейчас необходимо пересматривать неэффективные, избыточные обязательства, улучшать структуру бюджета».
При сохранении нынешних цен на нефть и курса рубля доходы бюджета сократятся на 1,2-1,5 триллиона в 2016 году по сравнению с заложенными в проекте бюджета, сказал Силуанов. Это приведет к разрастанию бюджетной дыры, которая может увеличиться еще больше после оказания помощи испытывающему финансовые проблемы Внешэкономбанку.
В проекте бюджета-2016 доходы определены в сумме 13,74 триллиона рублей (17,5 процента ВВП), а дефицит зафиксирован в размере 2,36 триллиона рублей, или 3% ВВП. Почти весь дефицит — 2,14 триллиона рублей — будет профинансирован из Резервного фонда, в котором, если бюджет будет исполнен в соответствии с планом, останется к концу года 1,0 триллион рублей, а с учетом дополнительных расходов и рисков бюджетная страховка обнулится.
«В следующем году мы видим серьезные риски. Дефицит может увеличиться в результате недопоступления 1,2-1,5 триллиона рублей доходов. Остаются вопросы с дополнительными тратами, включая урегулирование задолженности ВЭБа», — сказал министр финансов.
Ведомство думает над тем, где бы взять денег.«Если такие риски реализуются, я не исключаю, что нужно будет проводить мобилизацию ресурсов в следующем году», — сказал Силуанов, отнеся к ним нераспределенные резервы внутри бюджета, сформированные в том числе за счет изъятия пенсионных накоплений на сумму 342 миллиардов рублей, улучшение администрирования сборов с виноводочной продукции, а также страховых взносов.
Последняя мера, по оценкам, приведет к получению дополнительных порядка 100 миллиардов рублей в бюджет, сказал Силуанов.
Однако запросы министерств и ведомств превышают эту планку на два-три триллиона рублей в год, сказал Силуанов.
«Есть угроза разбалансировки финансовой ситуации. Нужно делать выводы, анализировать опыт других стран, учиться на ошибках прошлых лет. Законы экономики отменить нельзя, они объективны. И как бы нам ни хотелось кому-то помочь, побольше денег дать, для этого нужны источники и ресурсы, а если их нет, то недопустимо принимать ничем не обеспеченные обязательства. Это самообман», - подытожил министр финансов России.