Перспективы украинской экономики в
2016 году можно назвать позитивными. В
2015 году было проведено немало важных
реформ. Произошла необходимая корректировка
валютного курса, были проведены самые
неотложные закрытия банков. Парламент
принял изменения к налоговому
законодательству и приличный бюджет
на 2016 год. Реструктуризация внешнего
долга позволила отложить обслуживание
долгов. Текущие счета относительно
сбалансированы.
Настало время перейти к структурным реформам.
1. Властной коалиции нужно держаться вместе, по крайней мере, БПП и Народному фронту. Они могут собрать альтернативную поддержку для различных голосований. Досрочных парламентских выборов в 2016 году следует избежать, и власть, похоже, сама в этом заинтересована.
2. Чтобы коалиции удалось выжить, руководителям необходимо начать настоящую борьбу с коррупцией. Это означает, что им придется пожертвовать несколькими вышестоящими чиновниками, которые очевидно замешаны в коррупции. Выбор за ними, но истинные виновники должны быть выявлены, задержаны и наказаны.
3. Чтобы победить коррупцию, нужно начать реформу Генпрокуратуры и судебной системы. Это будет длительный бой, но государство больше не может от него уклоняться.
4. Энергетическая реформа была одним из главных достижений 2015 года, и ее нужно завершить. С 1 апреля 2016 нужно унифицировать все энергетические тарифы, чтобы избежать дальнейших привилегий для отдельных пользователей. Настоящий рынок газа и электричества может и должен быть создан, и должен контролироваться по-настоящему независимым регулятором. Подавление независимых производителей газа посредством налогов, рыночного регулирования и уголовного преследования должно прекратиться.
5. Миссия МВФ, скорее всего, приедет в середине января и даст одобрение на большой транш Украине в начале февраля. Но государству будет непросто удовлетворить все требования МВФ на фоне давления со стороны популистов.
6. В монетарной сфере все выглядит многообещающе. Большинство закрытий банков уже осуществлены, и золотовалютные резервы увеличились с $5 млрд в марте до нынешнего уровня в $13 млрд, которых достаточно для того, чтобы гривна была стабильной. Со следующим траншем МВФ резервы пополнятся, и нынешние драконовские валютные ограничения можно будет ослабить. В 2016 году инфляция продолжит уменьшаться, так что НБУ сможет уменьшить процентные ставки, что приведет к постепенному началу новой кредитной экспансии.
7. Приватизация и управление государственными предприятиями становятся более насущной темой, поскольку государственные предприятия – крупный источник коррупции, конец которой проще всего положить через открытую и полную продажу. Нужно начать открытые, масштабные аукционы государственных предприятий невысокой стоимости. Управление большими предприятиями продолжит улучшаться, и со временем их тоже можно будет продать на открытых аукционах.
8. Россия может действительно вернуть Украине оккупированную часть Донбасса. Назначение Бориса Грызлова главным переговорщиком с российской стороны в Минске – важный позитивный сигнал, поскольку он занимался урегулированием вопросов Оранжевой революции в декабре 2004 года. Еще одна важная кадровая замена с российской стороны – то, что Донбассом от имени Кремля вместо Владислава Суркова теперь будет заниматься вице-премьер Дмитрий Козак. Сурков известен как зачинщик немалых проблем, тогда как Козак – человек, который занимается вопросами замороженных территорий. В данный момент Кремль игнорирует Украину, сфокусировавшись на Сирии. Эти переговоры с Россией должны стать главным приоритетом для украинского государства. Обоюдные санкции, все же, скорее всего будут продолжены.
9. После двух кварталов стабилизации производительности, в 2016 вероятно начало экономического роста, и, когда рост начинается, он, как правило, оказывается выше ожидаемого (на данный момент 2-3%), потому что после большого падения производства многие ресурсы были не утилизированы. В любом случае, у украинской экономики больше шансов на рост, чем у российской.
10. Европейский союз больше не может оставаться таким пассивным. Соглашение об ассоциации полностью вступило в силу. Это означает, что ЕС обязан предоставить Украине больше эффективной помощи. Для украинцев важнее всего то, что ЕС, вероятно, летом 2016 года разрешит украинцам безвизовый въезд на его территорию.
Мой прогноз довольно оптимистичен, поскольку в 2015 году было проведено немало реформ, а украинские политики держались вместе. Теперь нужно эффективно заняться беспокоящей общество коррупцией и привести к реальному ее уменьшению. Тем не менее, Украина, к сожалению, остается бедной, и в ближайшие годы это вряд ли изменится.
Андерс Аслунд, шведский экономист, старший научный сотрудник Atlantic Council, «Новое время»
Отмечу, что хотя промышленность Украины в ноябре и продолжила замедление темпов падения, но, по-видимому, по итогам четвертого квартала она в плюс не выйдет — как и весь ВВП страны.
Тем не менее, в 2016 году украинская экономика наверняка таки начнет небольшой рост (не благодаря власти, а вопреки). И, как я недавно указывал, экономических причин для обвала гривны в нынешнем году нет.
Впрочем, остаются не экономические, а политические девальвационные факторы. В частности, как показывают последние социологические исследования, украинский народ крайне недоволен коррумпированным правительством Порошенко-Яценюка, и в любой момент его терпение может лопнуть.
Например, преподаватель курса Финансы Эдинбургской бизнес-школы в Восточной Европе Иван Компан не верит в будущую стабильность гривны в условиях тотального недоверия украинцев к нынешней власти. Что логично...
Ведь в случае третьего Майдана может начаться очередной обвал гривны, а вслед за этим и экономики.
Настало время перейти к структурным реформам.
1. Властной коалиции нужно держаться вместе, по крайней мере, БПП и Народному фронту. Они могут собрать альтернативную поддержку для различных голосований. Досрочных парламентских выборов в 2016 году следует избежать, и власть, похоже, сама в этом заинтересована.
2. Чтобы коалиции удалось выжить, руководителям необходимо начать настоящую борьбу с коррупцией. Это означает, что им придется пожертвовать несколькими вышестоящими чиновниками, которые очевидно замешаны в коррупции. Выбор за ними, но истинные виновники должны быть выявлены, задержаны и наказаны.
3. Чтобы победить коррупцию, нужно начать реформу Генпрокуратуры и судебной системы. Это будет длительный бой, но государство больше не может от него уклоняться.
4. Энергетическая реформа была одним из главных достижений 2015 года, и ее нужно завершить. С 1 апреля 2016 нужно унифицировать все энергетические тарифы, чтобы избежать дальнейших привилегий для отдельных пользователей. Настоящий рынок газа и электричества может и должен быть создан, и должен контролироваться по-настоящему независимым регулятором. Подавление независимых производителей газа посредством налогов, рыночного регулирования и уголовного преследования должно прекратиться.
5. Миссия МВФ, скорее всего, приедет в середине января и даст одобрение на большой транш Украине в начале февраля. Но государству будет непросто удовлетворить все требования МВФ на фоне давления со стороны популистов.
6. В монетарной сфере все выглядит многообещающе. Большинство закрытий банков уже осуществлены, и золотовалютные резервы увеличились с $5 млрд в марте до нынешнего уровня в $13 млрд, которых достаточно для того, чтобы гривна была стабильной. Со следующим траншем МВФ резервы пополнятся, и нынешние драконовские валютные ограничения можно будет ослабить. В 2016 году инфляция продолжит уменьшаться, так что НБУ сможет уменьшить процентные ставки, что приведет к постепенному началу новой кредитной экспансии.
7. Приватизация и управление государственными предприятиями становятся более насущной темой, поскольку государственные предприятия – крупный источник коррупции, конец которой проще всего положить через открытую и полную продажу. Нужно начать открытые, масштабные аукционы государственных предприятий невысокой стоимости. Управление большими предприятиями продолжит улучшаться, и со временем их тоже можно будет продать на открытых аукционах.
8. Россия может действительно вернуть Украине оккупированную часть Донбасса. Назначение Бориса Грызлова главным переговорщиком с российской стороны в Минске – важный позитивный сигнал, поскольку он занимался урегулированием вопросов Оранжевой революции в декабре 2004 года. Еще одна важная кадровая замена с российской стороны – то, что Донбассом от имени Кремля вместо Владислава Суркова теперь будет заниматься вице-премьер Дмитрий Козак. Сурков известен как зачинщик немалых проблем, тогда как Козак – человек, который занимается вопросами замороженных территорий. В данный момент Кремль игнорирует Украину, сфокусировавшись на Сирии. Эти переговоры с Россией должны стать главным приоритетом для украинского государства. Обоюдные санкции, все же, скорее всего будут продолжены.
9. После двух кварталов стабилизации производительности, в 2016 вероятно начало экономического роста, и, когда рост начинается, он, как правило, оказывается выше ожидаемого (на данный момент 2-3%), потому что после большого падения производства многие ресурсы были не утилизированы. В любом случае, у украинской экономики больше шансов на рост, чем у российской.
10. Европейский союз больше не может оставаться таким пассивным. Соглашение об ассоциации полностью вступило в силу. Это означает, что ЕС обязан предоставить Украине больше эффективной помощи. Для украинцев важнее всего то, что ЕС, вероятно, летом 2016 года разрешит украинцам безвизовый въезд на его территорию.
Мой прогноз довольно оптимистичен, поскольку в 2015 году было проведено немало реформ, а украинские политики держались вместе. Теперь нужно эффективно заняться беспокоящей общество коррупцией и привести к реальному ее уменьшению. Тем не менее, Украина, к сожалению, остается бедной, и в ближайшие годы это вряд ли изменится.
Андерс Аслунд, шведский экономист, старший научный сотрудник Atlantic Council, «Новое время»
Отмечу, что хотя промышленность Украины в ноябре и продолжила замедление темпов падения, но, по-видимому, по итогам четвертого квартала она в плюс не выйдет — как и весь ВВП страны.
Тем не менее, в 2016 году украинская экономика наверняка таки начнет небольшой рост (не благодаря власти, а вопреки). И, как я недавно указывал, экономических причин для обвала гривны в нынешнем году нет.
Впрочем, остаются не экономические, а политические девальвационные факторы. В частности, как показывают последние социологические исследования, украинский народ крайне недоволен коррумпированным правительством Порошенко-Яценюка, и в любой момент его терпение может лопнуть.
Например, преподаватель курса Финансы Эдинбургской бизнес-школы в Восточной Европе Иван Компан не верит в будущую стабильность гривны в условиях тотального недоверия украинцев к нынешней власти. Что логично...
Ведь в случае третьего Майдана может начаться очередной обвал гривны, а вслед за этим и экономики.