Шесть
историй о том, как отразилась агрессия
России против Украины на живущих в
Берлине россиянах и украинцах. Как они
уживаются друг с другом в одном городе?
В немецкой столице живут десятки тысяч выходцев из бывшего СССР. До недавнего времени все они составляли некую общность - "русский Берлин", и всех их коренные немцы называли "русскими".
Конфликт между Россией и Украиной изменил ситуацию. "Русский Берлин" разделился на тех, кто поддерживает новую власть в Киеве, и на сторонников российского президента. Как они уживаются друг с другом в одном городе? Какое влияние на отношения между ними оказывают доступные и в Берлине российские и украинские телеканалы?
Анастасия из Донецка
Анастасия семь лет назад вышла замуж за немца и уехала с ним в Берлин. Познакомились они в Крыму, где он отдыхал, а она - студентка Донецкого университета - подрабатывала в каникулы. В Донецке у нее остались родители (мать русская, отец украинец), брат с женой.
Сторонников сепаратистов в семье нет. Жена брата, правда, в первое время хотела, чтобы Донецкая область присоединилась к России, но потом, увидев, как ведут себя на востоке Украины российские военные, поняла, что происходит на самом деле, и передумала, рассказывает Анастасия. А отец с матерью и брат с самого начала поддерживали новую власть в Киеве. Очень уж им, как и самой Анастасии, досаждала повальная коррупция во времена Януковича.
Среди русскоговорящих знакомых Анастасии - главным образом единомышленники, с которыми она познакомилась на демонстрациях в поддержку Майдана. А вот "В Контакте" ее, назвав "фашистом" и "бандеровцем", многие из друзей удалили. И даже родственники в России не верят, что она им рассказывает о реальном положении дел в Донецке, о произволе, который чинят сепаратисты в отношении ее родственников.
Берлинский одессит
Одессит Ефим видит главную причину в эффективности российской телепропаганды. В берлинских ресторанах и барах, куда он ходит, часто встречаются, по его выражению, "отморозки", верящие во всемирный заговор американцев.
"Есть и украинцы, которые за Путина, - рассказал Ефим корреспонденту DW. - А что вы хотите? Люди и в Берлине зомбированы, те, которые с утра до вечера смотрят Первый канал".
Но в кругу его друзей, в числе которых и русские, и украинцы, спорят шутя. "Мы просто иногда подзуживаем друг друга", - сказал Ефим, употребив при этом непечатное слово.
Алена из Запорожья
Алену из Запорожья, как и Ефима, удивляют некоторые давно осевшие в Берлине украинцы. Их пропутинские настроения она тоже объясняет в первую очередь российским телевидением, к которому они привыкли за долгие годы жизни в Берлине. "Как можно быть патриотом чужой страны, - спрашивает Алена. - Откуда такая слепая любовь к Путину"?
Пытаться спокойно разговаривать с такими, как выразилась Алена, "упертыми" практически невозможно. "Они не слушают никаких доводов, и аргументов у них нет, - сетует она, - только пересказывают увиденное по Первому каналу или в программе у Киселева".
Сама она приехала в Германию три года назад, учится в берлинском университете, изучает науку о средствах массовой информации. Майдан не оставил ее равнодушной. Весной 2014 года она взялась помогать раненым из Киева, которых лечили в берлинских клиниках.
Раньше Алена принимала активное участие в движении украинских волонтеров в Берлине, теперь перестала. В ее словах звучит определенное разочарование тем, что происходит в Украине, слишком медленным процессом перемен. Обратно она не собирается.
Разъезжаются кто куда и многие ее знакомые из самой Украины. Жаль, говорит Алена, но на родине она не видит для себя перспектив.
Эмиль и "Крым наш"
На призыв корреспондента DW в социальных сетях и университетских кругах откликнулись многие живущие в Берлине россияне и украинцы, но только те, которые критически относятся к политике Кремля. "Те, которые поддерживают Путина, не доверяют немецким средствам массовой информации, считают, что они все перевирают", - объяснил Эмиль, зашедший перекусить в русский ресторан "Зеленая лампа".
Эмиль еще подростком переехал из Москвы в Берлин 14 лет назад. Телевидение - а смотрит он и российское, и украинское, и немецкое - называет "зомби-ящиком", но больше верит все-таки российскому. "Привирают, конечно, все каналы, - признает он. - Но российские хоть какие-то факты приводят, а украинские зомбируют без фактов".
Эмиль считает, что во внешней политике Путин все делает правильно, ему нравится Сергей Лавров, госсекретаря США называет "клоуном", а новую власть в Киеве - коррумпированной, не оправдавшей надежд, которую на нее возлагали и на Украине, и в России.
С берлинскими русскоязычными знакомыми, которые по-прежнему занимают украинскую сторону в конфликте с Россией, он общаться перестал. Говорит, что бессмысленно пытаться говорить с людьми "с таким завышенным чувством патриотизма", не понимает моды на украинские "вышиванки", которые называет "деревенской одеждой".
Сам он иногда ходит в майке с российским флагом и даже раздобыл футболку с надписью "Крым наш". Правда, надевает Эмиль их не из "слепой любви к Путину", а из принципа, в пику царящему, по его мнению, в Германии проукраинскому мейнстриму.
Сергей и "вышиванки"
Москвичу Сергею "вышиванки", напротив, нравятся, он видит в моде на них признак единения украинской нации. Среди тех, с кем Сергей учится и общается на экономическом факультете в Берлине, много и русских, и украинцев. Большинство, как и он сам, приехали на небольшой срок по обмену.
"О политике, - рассказал он, - речь сразу не заходит, но все о ней думают и только аккуратно выходят на тему российско-украинского конфликта". При этом Сергея, по его собственному признанию, "приходится разнимать с самими русскими, хотя здесь и нет отъявленных "ватников". Впрочем, говорит он, то же самое с ним было и в Москве. Новым и во многом неожиданным стало для Сергея в Берлине знакомство с украинцами, с живыми свидетелями драматических событий на Майдане.
Неожиданным для него стало то, что его новые знакомые, живущие в разных украинских городах - и на западе страны, и на востоке - ощущают себя единым народом, гражданами одного государства. "Одессит Юра, например, говорит как типичный москвич, не отличишь, - описал Сергей своих новых друзей, - а Артем из Киева - такой, каким я представлял себе классического украинского парня". При этом оба, по мнению собеседника DW, чувствуют себя представителями одной нации.
"Меня обрадовало то, - не без зависти заключил Сергей, - что я увидел в украинцах".
Ночной разговор по скайпу
Ирина изучает в Берлине международные отношения. Большинство ее и русских, и украинских знакомых - сторонники Майдана, с симпатией относятся к новой власти в Киеве.
Но вот россияне, рассказала она корреспонденту DW, такие симпатии предпочитают не афишировать, свое мнение держат при себе, старательно фильтруют посты в Facebook, переписку по электронной почте, общение с друзьями в России по скайпу. "Им же домой ехать, боятся, как бы чего не вышло, опасаются прослушки, - говорит Ирина. - Короче, пока ты с российским паспортом, лучше не высовываться".
Лично для Ирины российско-украинский конфликт радикально изменил ее круг общения. Она оказалась по одну сторону баррикад, некоторые друзья и родители - по другую.
Недавно Ирина разыскала через социальные сети школьную подругу, с которой не виделась много лет.
Почти четыре часа говорили по скайпу, вспоминали одноклассников. Политику не трогали, тщательно избегали затрагивать рискованную для дружбы тему. И только в три утра подруга, как оказалось, участница протестов на Болотной, решилась спросить: "Ну, ладно. А Крым, он, по-твоему, чей?"
Возобновленная дружба окрепла. Теперь они часто включают скайп.
Никита Жолквер, Берлин, Deutsche Welle
Напомню,
директор
Аналитического центра Юрия Левады Лев Гудков
рассказал
в
интервью «Радио Свобода» подробно, как
лживая
кремлевская пропаганда целенаправленно
оболванивает
россиян. «Уже почти
два года длится очень мощная и агрессивная
антиукраинская, антизападная пропаганда.
Смысл ее – не столько обосновать
негативное отношение к самой Украине,
сколько дискредитировать курс Киева
на построение демократического, правового
государства и его желание интегрироваться
в сообщество цивилизованных, современных,
развитых стран. Страх
Кремля перед возможностью повторения
таких событий в России
привел к резкому усилению репрессивной
политики внутри страны и попыткам
дискредитации всего украинского
национально-демократического движения.
Эта "бомбардировка", очень жесткая,
очень эффективная и непрерывная, дала
свои результаты в отношении к Украине»,
- отметил он.
О
том, что кремлевская пропаганда взяла
в
последнее время
на вооружение методы геббельсовской
пропаганды, подметили уже многие
эксперты. Например, еще одно немецкое
издание - Die Welt — в прошлом
году писало,
что Путин
лжет как Гитлер.
Впрочем, весь выстроенный сейчас усилиями Путина режим в России очень схож с тем, который был в Германии в 30-40-х годах прошлого века при Гитлере. Координатор Международной антипутинской коалиции «Стоп фашизм в России» Герман Обухов недавно привел пять признаков фашизма в путинской России, которые все на сегодня явно присутствуют в РФ.
В немецкой столице живут десятки тысяч выходцев из бывшего СССР. До недавнего времени все они составляли некую общность - "русский Берлин", и всех их коренные немцы называли "русскими".
Конфликт между Россией и Украиной изменил ситуацию. "Русский Берлин" разделился на тех, кто поддерживает новую власть в Киеве, и на сторонников российского президента. Как они уживаются друг с другом в одном городе? Какое влияние на отношения между ними оказывают доступные и в Берлине российские и украинские телеканалы?
Анастасия из Донецка
Анастасия семь лет назад вышла замуж за немца и уехала с ним в Берлин. Познакомились они в Крыму, где он отдыхал, а она - студентка Донецкого университета - подрабатывала в каникулы. В Донецке у нее остались родители (мать русская, отец украинец), брат с женой.
Сторонников сепаратистов в семье нет. Жена брата, правда, в первое время хотела, чтобы Донецкая область присоединилась к России, но потом, увидев, как ведут себя на востоке Украины российские военные, поняла, что происходит на самом деле, и передумала, рассказывает Анастасия. А отец с матерью и брат с самого начала поддерживали новую власть в Киеве. Очень уж им, как и самой Анастасии, досаждала повальная коррупция во времена Януковича.
Среди русскоговорящих знакомых Анастасии - главным образом единомышленники, с которыми она познакомилась на демонстрациях в поддержку Майдана. А вот "В Контакте" ее, назвав "фашистом" и "бандеровцем", многие из друзей удалили. И даже родственники в России не верят, что она им рассказывает о реальном положении дел в Донецке, о произволе, который чинят сепаратисты в отношении ее родственников.
Берлинский одессит
Одессит Ефим видит главную причину в эффективности российской телепропаганды. В берлинских ресторанах и барах, куда он ходит, часто встречаются, по его выражению, "отморозки", верящие во всемирный заговор американцев.
"Есть и украинцы, которые за Путина, - рассказал Ефим корреспонденту DW. - А что вы хотите? Люди и в Берлине зомбированы, те, которые с утра до вечера смотрят Первый канал".
Но в кругу его друзей, в числе которых и русские, и украинцы, спорят шутя. "Мы просто иногда подзуживаем друг друга", - сказал Ефим, употребив при этом непечатное слово.
Алена из Запорожья
Алену из Запорожья, как и Ефима, удивляют некоторые давно осевшие в Берлине украинцы. Их пропутинские настроения она тоже объясняет в первую очередь российским телевидением, к которому они привыкли за долгие годы жизни в Берлине. "Как можно быть патриотом чужой страны, - спрашивает Алена. - Откуда такая слепая любовь к Путину"?
Пытаться спокойно разговаривать с такими, как выразилась Алена, "упертыми" практически невозможно. "Они не слушают никаких доводов, и аргументов у них нет, - сетует она, - только пересказывают увиденное по Первому каналу или в программе у Киселева".
Сама она приехала в Германию три года назад, учится в берлинском университете, изучает науку о средствах массовой информации. Майдан не оставил ее равнодушной. Весной 2014 года она взялась помогать раненым из Киева, которых лечили в берлинских клиниках.
Раньше Алена принимала активное участие в движении украинских волонтеров в Берлине, теперь перестала. В ее словах звучит определенное разочарование тем, что происходит в Украине, слишком медленным процессом перемен. Обратно она не собирается.
Разъезжаются кто куда и многие ее знакомые из самой Украины. Жаль, говорит Алена, но на родине она не видит для себя перспектив.
Эмиль и "Крым наш"
На призыв корреспондента DW в социальных сетях и университетских кругах откликнулись многие живущие в Берлине россияне и украинцы, но только те, которые критически относятся к политике Кремля. "Те, которые поддерживают Путина, не доверяют немецким средствам массовой информации, считают, что они все перевирают", - объяснил Эмиль, зашедший перекусить в русский ресторан "Зеленая лампа".
Эмиль еще подростком переехал из Москвы в Берлин 14 лет назад. Телевидение - а смотрит он и российское, и украинское, и немецкое - называет "зомби-ящиком", но больше верит все-таки российскому. "Привирают, конечно, все каналы, - признает он. - Но российские хоть какие-то факты приводят, а украинские зомбируют без фактов".
Эмиль считает, что во внешней политике Путин все делает правильно, ему нравится Сергей Лавров, госсекретаря США называет "клоуном", а новую власть в Киеве - коррумпированной, не оправдавшей надежд, которую на нее возлагали и на Украине, и в России.
С берлинскими русскоязычными знакомыми, которые по-прежнему занимают украинскую сторону в конфликте с Россией, он общаться перестал. Говорит, что бессмысленно пытаться говорить с людьми "с таким завышенным чувством патриотизма", не понимает моды на украинские "вышиванки", которые называет "деревенской одеждой".
Сам он иногда ходит в майке с российским флагом и даже раздобыл футболку с надписью "Крым наш". Правда, надевает Эмиль их не из "слепой любви к Путину", а из принципа, в пику царящему, по его мнению, в Германии проукраинскому мейнстриму.
Сергей и "вышиванки"
Москвичу Сергею "вышиванки", напротив, нравятся, он видит в моде на них признак единения украинской нации. Среди тех, с кем Сергей учится и общается на экономическом факультете в Берлине, много и русских, и украинцев. Большинство, как и он сам, приехали на небольшой срок по обмену.
"О политике, - рассказал он, - речь сразу не заходит, но все о ней думают и только аккуратно выходят на тему российско-украинского конфликта". При этом Сергея, по его собственному признанию, "приходится разнимать с самими русскими, хотя здесь и нет отъявленных "ватников". Впрочем, говорит он, то же самое с ним было и в Москве. Новым и во многом неожиданным стало для Сергея в Берлине знакомство с украинцами, с живыми свидетелями драматических событий на Майдане.
Неожиданным для него стало то, что его новые знакомые, живущие в разных украинских городах - и на западе страны, и на востоке - ощущают себя единым народом, гражданами одного государства. "Одессит Юра, например, говорит как типичный москвич, не отличишь, - описал Сергей своих новых друзей, - а Артем из Киева - такой, каким я представлял себе классического украинского парня". При этом оба, по мнению собеседника DW, чувствуют себя представителями одной нации.
"Меня обрадовало то, - не без зависти заключил Сергей, - что я увидел в украинцах".
Ночной разговор по скайпу
Ирина изучает в Берлине международные отношения. Большинство ее и русских, и украинских знакомых - сторонники Майдана, с симпатией относятся к новой власти в Киеве.
Но вот россияне, рассказала она корреспонденту DW, такие симпатии предпочитают не афишировать, свое мнение держат при себе, старательно фильтруют посты в Facebook, переписку по электронной почте, общение с друзьями в России по скайпу. "Им же домой ехать, боятся, как бы чего не вышло, опасаются прослушки, - говорит Ирина. - Короче, пока ты с российским паспортом, лучше не высовываться".
Лично для Ирины российско-украинский конфликт радикально изменил ее круг общения. Она оказалась по одну сторону баррикад, некоторые друзья и родители - по другую.
Недавно Ирина разыскала через социальные сети школьную подругу, с которой не виделась много лет.
Почти четыре часа говорили по скайпу, вспоминали одноклассников. Политику не трогали, тщательно избегали затрагивать рискованную для дружбы тему. И только в три утра подруга, как оказалось, участница протестов на Болотной, решилась спросить: "Ну, ладно. А Крым, он, по-твоему, чей?"
Возобновленная дружба окрепла. Теперь они часто включают скайп.
Никита Жолквер, Берлин, Deutsche Welle
Впрочем, весь выстроенный сейчас усилиями Путина режим в России очень схож с тем, который был в Германии в 30-40-х годах прошлого века при Гитлере. Координатор Международной антипутинской коалиции «Стоп фашизм в России» Герман Обухов недавно привел пять признаков фашизма в путинской России, которые все на сегодня явно присутствуют в РФ.