Неудачная
попытка властей занять 3 млрд долл.
говорит о новом уровне финансовой
изоляции России. И этот новый уровень,
похоже, оказался сюрпризом для российских
чиновников. До сих пор считалось, что
против РФ действуют конкретные
секторальные санкции с четкими границами.
Однако реальность оказалась другой:
антироссийские санкции показали себя
всеобъемлющими и к тому же с неограниченными
условиями применения.
Об этом говорится в редакторской заметке российской «Независимой газеты» (НГ).
Напомню, правительство России в связи с углубляющимся финансово-экономическим кризисом начало «спецоперацию евробонды» в начале февраля, направив тогда 25 крупнейшим банкам США, Европы и Азии заявки на размещение облигационных займов России.
На Западе все поняли, и в 20-х числах прошлого месяца власти США настойчиво порекомендовали своим банкам отказаться от покупки гособлигаций России. Те «прислушались» к данной рекомендации правительства — в частности, уже в конце февраля один из крупнейших инвестбанков Goldman Sachs отказался размещать российские суверенные бонды.
А 15 марта ЕС тоже де-факто запретил своим банкам покупать гособлигации России. И европейские банки также отнеслись с «пониманием». Как сообщило 22 марта издание The Wall Street Journal, европейские банки тоже отказались размещать российские евробонды, чтобы лишний раз «не разочаровывать США и правительство ЕС».
25 марта агентство Bloomberg передало, что Россия так и не смогла найти организатора размещения своих евробондов. А 1 апреля агентство Reuters сообщило, что даже те западные банки, которые все еще заинтересованы в оказании помощи России в размещении евробондов в 2016 году, могут отказаться от своих намерений, поскольку два клиринговых центра Euroclear и Clearstream, которые выступают посредниками между банками и эмитентом, еще не договорились по оформлению документов. Двое собеседников агентства заявили, что Euroclear и Clearstream не хотят вступать в конфликт с американскими и европейскими регуляторами, которые посоветовали компаниям проявлять осторожность в виду того, что работа с суверенным долгом России может нарушать санкционный режим в отношении России.
То есть, Запад обложил Россию в этом вопросе со всех сторон «флажками» - как при охоте на волков.
«Санкции уже нет смысла называть секторальными, в реальности санкции – глобальны и, по сути, неформальны», – признают эксперты из Института Гайдара и президентской Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). Этот вывод интересно сравнить с легкомысленными оценками, которые царили в официальных документах: российское продовольственное эмбарго будет отменено в августе 2015 года, с 2015 года будут постепенно отменяться антироссийские санкции, а со следующего года – то есть с 2016-го – восстановится доступ РФ к мировым рынкам капитала. Вся эта фантастика была записана осенью 2014 года в официальном прогнозе социально-экономического развития на 2015–2017 годы. Неадекватность подобных документов подтверждает и уверенность наших чиновников, что нефтяные цены никак не могут быть ниже 100 долл. «Падение цен ниже 100 долл. вызовет прекращение поставок нефти за территорию регионов добычи в США из-за пределов рентабельности. Страны ОПЕК будут поддерживать нефтяные цены для выполнения социальных обязательств. Бюджет Саудовской Аравии сбалансирован при цене 90 долл. Бюджеты других стран – экспортеров нефти, таких как Иран, Ирак, ОАЭ, Кувейт, сбалансированы при 100–120 долл. США за баррель», – убеждали друг друга фантазеры в Кремле и в российском Белом доме, отмечает НГ.
С такими представлениями об окружающем мире рассчитывать на эффективные решения не приходится, указывает издание. Но надежда умирает последней. И поэтому в прессе регулярно появляются слухи о спасительном экономическом совете или чудодейственной экономической программе. Чиновники решили, что медлить с реформами нельзя, поэтому в Кремле решили возродить заседания президиума президентского экономического совета, сообщила во вторник газета «Ведомости». По ее сведениям, чиновники хотят «немедленно обсуждать контуры экономических реформ 2018 года», а также думать о предвыборной программе Путина.
«Идея замечательная. Но только в названный совет входят люди с прямо противоположными взглядами и с разным восприятием действительности. «В созданной ЦБ «новой реальности» выживают только спекулянты, а производство умирает. Это путь к экономической катастрофе», – охарактеризовал член президиума совета Сергей Глазьев работу другого члена президиума – Эльвиры Набиуллиной. Этот спор не связан с личностями. Он отражает объективное противоречие между разными экономическими группами, которые в принципе не могут выработать общую программу или хотя бы согласованный прогноз», - отмечает в конце редакторского материала НГ.