В Украине
наконец-то сформировано новое
правительство. Это можно считать
частичным выходом из кризиса, ведь два
месяца неопределенности могли привести
к досрочным выборам. Этот сценарий был
бы очень опасен для сохранения политической
и экономической стабильности в стране.
Так начал свою сегодняшнюю статью в колонке «Нового времени» ассоциированный сотрудник программы Россия и Евразия, Chatham House Джон Лаф. Ниже подаю ее полный текст.
Однако разрешение кризиса таким образом вызывает некоторые серьёзные опасения. Коалиция, состоящая из двух фракций, и новое правительство, которое, в сравнении с предыдущим, еще больше является результатом политического дележа, не гарантируют нахождения компромиссов в парламенте, необходимых для проведения реформ.
Тем не менее, у нового правительства есть все шансы продолжить и закрепить реформы, инициированные предыдущим правительством и запустить другие реформы, которые до сих пор откладывались. При одном условии – наличия политической воли.
Украине сейчас как никогда нужно показать более ощутимые успехи в реформах.
Без них кредит доверия и терпения Запада может быстрее исчерпаться. За последние два года Украина привыкла полагаться на внешнюю поддержку и в какой-то мере принимает ее как нечто само собой разумеющееся. Некоторые украинские политики считают, что геополитическая роль Украины настолько важна, что Запад просто не может допустить, чтобы Украина «сошла с колеи». Но это – большая ошибка. Как раз сейчас окно возможностей доказать, что Украина после Майдана отличается от «старой» Украины и способна на прорыв в реформах, сужается и скоро может совсем закрыться.
Уже сейчас в США и Европе чувствуется определенная «усталость» от Украины. Послереволюционная эйфория улеглась, а те реформы, которых ожидали больше всего – борьба с коррупцией и судебная реформа, пока еще не принесли плодов. Хотя в целом, реформы идут, они не ещё достигли критической массы и многие из них не видимы.
Западные СМИ все чаще освещают Украину как страну, которая безвозвратно погрязла в коррупции, и которой по-прежнему управляют олигархи, а нынешних политиков - как представителей старой генерации, не заинтересованных в системных изменениях. Не оправдавшиеся надежды Оранжевой революции до сих пор хорошо помнят в западных столицах.
Эта усталость усиливается растущей интроверсией западных политических элит и необходимостью заниматься другими вопросами, кажущимися им более важными. Это проблемы, связанные с наплывом беженцев из Сирии и других стран, подъемом евроскептичных сил (референдум в Нидерландах и приближающийся референдум в Великобритании), с созданием трансатлантического соглашения о зоне свободной торговли и многие другие. Предстоящие президентские выборы в США отвлекают внимание самого влиятельного сторонника демократических реформ в Украине. Таким образом, Запад сейчас просто неспособен держать Украину в фокусе своего внимания в долгосрочной перспективе.
В этой ситуации друзьям Украины в ЕС становиться все труднее находить аргументы, почему Украину стоит поддерживать.
Не будем забывать, что в июле Европейскому союзу вновь предстоит принять решение о продлении санкций по отношению к России. Бизнес-круги в ЕС, особенно в Германии, очень надеются вернуться к business as usual, по крайней мере, в экономических отношениях с Россией, и активно лоббируют эту позицию. В недавнем опросе среди немецкого бизнеса 62% опрошенных высказали предположение, что санкции с России будут сняты в этом или следующем году. В придачу к этому, фракция Левых в Бундестаге не перестает «бомбить» правительство Германии запросами о состоянии прав человека в Украине, в которых правительство Украины обвиняется в систематическом нарушении прав человека по отношению к жителям Восточной Украины.
Запад заинтересован в успехах Украины. Решение Европейской Комиссии предоставить безвизовый режим украинцам как можно скорее является подтверждением этого, как и подтверждением того, что Европейский союз осознает ограниченность своих возможностей поддержать Украину в трудный момент (Минские соглашения, в которых ЕС представляют не его институции, а Германия и Франция, являются ярким примером). Человеческие и финансовые ресурсы тоже ограничены. Если Украина не покажет наличие политической воли и не ускорит реформы, западные доноры продолжат поддерживать Украину, но уровень этой поддержки, скорее всего, сократится.
В своем отчете для Украинского Форума Королевского Института Международных Отношений Chatham House мы попытались снизить градус усталости и предоставить аргументы в пользу необходимости дальнейшей поддержки Украины. Но лишь реформаторские шаги нового правительства станут настоящими аргументами. Украине срочно нужно запустить реформу прокуратуры и судебной системы, привлечь к ответственности коррупционеров и начать внедрять реформу государственной службы. Также важно запустить прозрачный процесс приватизации государственных компаний и завершить реформу энергетического сектора. Прежде всего, «олигархи» должны покинуть политику, а общество - найти механизмы, которые перекроют каналы влияния больших денег на политическую власть и приблизят Раду и представительные органы на всех уровнях к избирателям.
В декабре во время визита в Киев вице-президент США Джо Байден заявил, что сейчас Украина, возможно, получила свой последний шанс построить «свободную, процветающую» страну. Во время Киевского форума безопасности на позапрошлой неделе звучала мысль о том, что за Украиной уже закрепилась сомнительная репутация страны, которая привыкла упускать возможности. Именно сейчас у нас есть возможность доказать, что старая привычка больше не актуальна, и что страна действительно изменилась с «оранжевых» времен.
***
Рекомендую великолепную свежую публикацию на эту же тему в американском издании The American Interest - «Чем Запад должен помочь сейчас Украине».
Так начал свою сегодняшнюю статью в колонке «Нового времени» ассоциированный сотрудник программы Россия и Евразия, Chatham House Джон Лаф. Ниже подаю ее полный текст.
Однако разрешение кризиса таким образом вызывает некоторые серьёзные опасения. Коалиция, состоящая из двух фракций, и новое правительство, которое, в сравнении с предыдущим, еще больше является результатом политического дележа, не гарантируют нахождения компромиссов в парламенте, необходимых для проведения реформ.
Тем не менее, у нового правительства есть все шансы продолжить и закрепить реформы, инициированные предыдущим правительством и запустить другие реформы, которые до сих пор откладывались. При одном условии – наличия политической воли.
Украине сейчас как никогда нужно показать более ощутимые успехи в реформах.
Без них кредит доверия и терпения Запада может быстрее исчерпаться. За последние два года Украина привыкла полагаться на внешнюю поддержку и в какой-то мере принимает ее как нечто само собой разумеющееся. Некоторые украинские политики считают, что геополитическая роль Украины настолько важна, что Запад просто не может допустить, чтобы Украина «сошла с колеи». Но это – большая ошибка. Как раз сейчас окно возможностей доказать, что Украина после Майдана отличается от «старой» Украины и способна на прорыв в реформах, сужается и скоро может совсем закрыться.
Уже сейчас в США и Европе чувствуется определенная «усталость» от Украины. Послереволюционная эйфория улеглась, а те реформы, которых ожидали больше всего – борьба с коррупцией и судебная реформа, пока еще не принесли плодов. Хотя в целом, реформы идут, они не ещё достигли критической массы и многие из них не видимы.
Западные СМИ все чаще освещают Украину как страну, которая безвозвратно погрязла в коррупции, и которой по-прежнему управляют олигархи, а нынешних политиков - как представителей старой генерации, не заинтересованных в системных изменениях. Не оправдавшиеся надежды Оранжевой революции до сих пор хорошо помнят в западных столицах.
Эта усталость усиливается растущей интроверсией западных политических элит и необходимостью заниматься другими вопросами, кажущимися им более важными. Это проблемы, связанные с наплывом беженцев из Сирии и других стран, подъемом евроскептичных сил (референдум в Нидерландах и приближающийся референдум в Великобритании), с созданием трансатлантического соглашения о зоне свободной торговли и многие другие. Предстоящие президентские выборы в США отвлекают внимание самого влиятельного сторонника демократических реформ в Украине. Таким образом, Запад сейчас просто неспособен держать Украину в фокусе своего внимания в долгосрочной перспективе.
В этой ситуации друзьям Украины в ЕС становиться все труднее находить аргументы, почему Украину стоит поддерживать.
Не будем забывать, что в июле Европейскому союзу вновь предстоит принять решение о продлении санкций по отношению к России. Бизнес-круги в ЕС, особенно в Германии, очень надеются вернуться к business as usual, по крайней мере, в экономических отношениях с Россией, и активно лоббируют эту позицию. В недавнем опросе среди немецкого бизнеса 62% опрошенных высказали предположение, что санкции с России будут сняты в этом или следующем году. В придачу к этому, фракция Левых в Бундестаге не перестает «бомбить» правительство Германии запросами о состоянии прав человека в Украине, в которых правительство Украины обвиняется в систематическом нарушении прав человека по отношению к жителям Восточной Украины.
Запад заинтересован в успехах Украины. Решение Европейской Комиссии предоставить безвизовый режим украинцам как можно скорее является подтверждением этого, как и подтверждением того, что Европейский союз осознает ограниченность своих возможностей поддержать Украину в трудный момент (Минские соглашения, в которых ЕС представляют не его институции, а Германия и Франция, являются ярким примером). Человеческие и финансовые ресурсы тоже ограничены. Если Украина не покажет наличие политической воли и не ускорит реформы, западные доноры продолжат поддерживать Украину, но уровень этой поддержки, скорее всего, сократится.
В своем отчете для Украинского Форума Королевского Института Международных Отношений Chatham House мы попытались снизить градус усталости и предоставить аргументы в пользу необходимости дальнейшей поддержки Украины. Но лишь реформаторские шаги нового правительства станут настоящими аргументами. Украине срочно нужно запустить реформу прокуратуры и судебной системы, привлечь к ответственности коррупционеров и начать внедрять реформу государственной службы. Также важно запустить прозрачный процесс приватизации государственных компаний и завершить реформу энергетического сектора. Прежде всего, «олигархи» должны покинуть политику, а общество - найти механизмы, которые перекроют каналы влияния больших денег на политическую власть и приблизят Раду и представительные органы на всех уровнях к избирателям.
В декабре во время визита в Киев вице-президент США Джо Байден заявил, что сейчас Украина, возможно, получила свой последний шанс построить «свободную, процветающую» страну. Во время Киевского форума безопасности на позапрошлой неделе звучала мысль о том, что за Украиной уже закрепилась сомнительная репутация страны, которая привыкла упускать возможности. Именно сейчас у нас есть возможность доказать, что старая привычка больше не актуальна, и что страна действительно изменилась с «оранжевых» времен.
***
Рекомендую великолепную свежую публикацию на эту же тему в американском издании The American Interest - «Чем Запад должен помочь сейчас Украине».