Реформа
государственных
закупок лекарств, начатая Минздравом
в прошлом году, забуксовала. Международные
организации, которые стали посредниками
при закупке лекарств, не смогли обеспечить
своевременные поставки. В результате,
лекарства Украина получит в полном
объеме лишь к концу года.
Участие международных организаций в качестве закупщиков лекарств было одним из ключевых элементов реформы системы госзакупок лекарств. Они должны были прогарантировать отсутствие коррупционных схем, которыми традиционно славились раньше гостендеры Минздрава.
Роль этих организаций в процедуре госзакупки лекарств закреплена в специальном законе, который парламент принял в марте прошлого года. Еще полгода ушло на подготовку нормативно-правовой базы, необходимой для того, чтобы нормы закона заработали. Также чиновникам предстояло сформировать список лекарств, подлежащих госзакупке.
В результате соглашения с 3 международными организациями - Программой развития ООН (UNDP), Crown Agents и ЮНИСЕФ - Минздрав подписал лишь в октябре-ноябре.
Впрочем, уже заканчивается 7 месяц 2016 года, а международные организации пока так и не смогли обеспечить Украину лекарствами.
Об этом свидетельствует отчет Минздрава, оказавшийся в распоряжении РБК-Украина. Документ подготовлен для членов комитета Рады по вопросам здравоохранения. В нем говорится, что, по состоянию на 12 июля, план поставок лекарств был выполнен только по двум программам - закупка препаратов для пациентов с гемофилией и гепатитом В, С.
Оставшиеся более 10 программ оказались проваленными. К примеру, по состоянию на 12 июля, ЮНИСЕФ не справилось с планом по поставке вакцин на 90%.
Crown Agents провалило закупку лекарств и медизделий по детской онкологии на 84%, а ПРООН обеспечило изделиями медназначения по программе борьбы со СПИДом всего лишь на 4%.
"Прошло 8 месяцев после перечисления госсредств (международным организациям, - ред.). На сегодня максимум 50-процентное выполнение тендерных поставок 2015 года, на которые мы рассчитывали. На мой взгляд, это не очень нормальная ситуация, и над этим нам необходимо поработать, - заявил недавно депутатам вице-премьер-министр Павел Розенко. - До середины сентября мы должны завершить процесс поставок препаратов".
И.о. министра здравоохранения Виктор Шафранский отказался прокомментировать РБК-Украина ситуацию. Сложности возникли и с официальными комментариями международных организаций, которые неохотно делились с корреспондентом РБК-Украина своими проблемами в сегменте госзакупок.
Но изданию все же удалось узнать, в чем заключаются основные причины провала программ по обеспечению украинцев лекарствами.
Остальные программы, по данным Минздрава, оказались провалены. Особенно критической является ситуация по закупке тест-систем для пациентов, больных СПИДом, говорится в отчете ведомства. Организации удалось выполнить этот заказ только на 4% в гривневом эквиваленте из-за долгой процедуры получения сертификатов соответствия на эти медизделия. Без этих документов использование тест-систем в Украине не допускается.
Впрочем, согласно оказавшимся в распоряжении РБК-Украина документам ПРООН, организация в натуральном выражении (в упаковках) выполнила поставки лекарств для больных туберкулезом на 79%, гемофилией - на 93%, гепатитом – на 81%. Пациентам с орфанными заболеваниями (редкими) доставка лекарств обеспечено полностью, также как закупка вакцин. В целом, ПРООН выполнила поставки на 45% в натуральном выражении (в упаковках) и на 71% - в долларовом.
Участники рынка здравоохранения на условиях анонимности рассказали РБК-Украина, что ПРООН столкнулась с проблемами при растаможке закупленных лекарств. Это негативно отразилось на соблюдении сроков поставки препаратов в регионы.
Собеседники РБК-Украина пояснили, что поставки лекарств, которые закупают международные организации, освобождены от уплаты НДС. Для этого, чтобы воспользоваться этой налоговой льготой, поставщики должны получить соответствующую справку в фискальной службе. Однако этот процесс занимает много времени. Ведь от уплаты НДС освобождены лишь международные организации, а не фирмы-дистрибьюторы, которые фактически ввозят закупленные международниками лекарства.
Так, по информации источников РБК-Украина, часть препаратов, поставленных в Украину еще в марте, удалось растаможить лишь в конце апреля-начале мая. Только тогда поставщикам удалось получить справку, которая подтверждает возможность растаможить груз без уплаты НДС.
Но это не единственный случай, когда из-за бюрократии срываются сроки поставки препаратов. Например, ПРООН получила 900 тыс. долларов для закупки лекарств для пациентов с орфанными (редкими) заболеваниями.
Как рассказали РБК-Украина, участники рынка здравоохранения, организации удалось закупить необходимый объем за 600 тыс. долларов. В апреле специалисты ПРООН направили письмо в Минздрав с предложением закупить на сэкономленные средства дополнительный объем лекарств для пациентов с гемофилией. Однако ответа от Минздрава так и не получили.
Впрочем, РБК-Украина стало известно, что и это не все сложности, с которыми столкнулась ПРООН.
В частности, на тендер по поставке препарата моксифлоксацин для лечения туберкулеза подали заявки 2 компании. Одна - собственник патента на это лекарство. Другая - индийская компания, выпускающая генерик (аналог препарата), заявившая цену в 5 раз более низкую, чем конкурент.
ПРООН предложила собственнику патента, чтобы препараты поставляли обе компании, но обладатель патента на это не пошел. Тогда международной организации пришлось заказывать несколько видов экспертиз продукции-генерика. Их результаты удалось получить лишь в конце июня и только после этого заключить с индийской компанией договор на поставку. Производитель обещает, что препараты будут доставлены в Украину до конца июля.
Кроме того в Crown Agents предоставили более свежие данные по закупкам препаратов. На 21 июля прошли поставки на сумму 15,8 млн долларов, что составляет 54% от заказанных наименований медпрепаратов и лекарств.
"К концу июля 2016 года планируется выполнить поставки более 65% медицинских препаратов и лекарственных изделий от заявленного объема всех позиций и общего бюджета", - заверили в организации.
Однако и эти сроки могут сорваться. Против участия Crown Agents в международных закупках выступают глава комитета Рады по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец и ее первый заместитель Оксана Корчинская. Они даже зарегистрировали в парламенте законопроект, которым предложили исключить Crown Agents из списка организаций, закупающих лекарства для Минздрава.
Претензии к Crown Agents у депутатов две. Помимо задержек с поставками, парламентарии подозревают, что "в рамках закупок через данную организацию были предложены лекарства сомнительного качества".
"Среди предложенных организацией Crown Agents для утверждения Минздравом лекарств, значительную долю составляют лекарственные средства, которые массово вообще не использовались в Украине и не представлены на рынке ЕС, - говорится в пояснительной записке к законопроекту. - Более того, качество и безопасность некоторых препаратов не подтверждаются достаточной базой клинических исследований".
Но в Crown Agents настаивают, что "к участию в тендерных процедурах допускаются все компании, независимо от страны происхождения, препараты которых зарегистрированы на территории Украины".
В ЮНИСЕФ не ответили на запрос РБК-Украина, но на сайте организации указано, что оставшиеся препараты, в частности, по программе СПИДа, будут доставлены в Украину до конца сентября.
Более сложная ситуация с поставками вакцин от ЮНИСЕФ. Организация закупила для Украины вакцины БЦЖ, КПК (против кори, паротита и краснухи), вакцины от гепатита Б, АКДС (от коклюша, дифтерии и столбняка), Td (от дифтерии и столбняка для взрослых), АДС (от дифтерии и столбняка для детей), вакцина против бешенства и вакцина bOPV (бивалентная оральная полиомиелитная вакцина).
ЮНИСЕФ поставил в Украину частично партии вакцин КПК и от гепатита Б. Остальные партии этих двух вакцин будут поставлены в Украине поэтапно до конца ноября текущего года.
Практически все остальные вакцины в апреле-июле прошли регистрацию в Минздраве. Первые партии должны поступить в течение 3-4 недель после завершения этой процедуры и получения необходимых справок, а полностью поставки будут завершены до конца сентября.
Вакцины от бешенства должна поступить в Украину 22 июля. Помимо того, для поставки бивалетной вакцины от полиомиелита необходимо внести правки в постановление Кабмина, которым установлено, какие именно препараты должны закупить международные организации.
При этом ЮНИСЕФ на своем сайте сообщает, что организации удалось сэкономить 3,8 млн долларов из средств, которые Минздрав передал ей на закупку лекарств. Сейчас ЮНИСЕФ ожидает решения Минздрава по закупкам дополнительного количества вакцин и лекарств.
"Альтернативы международным закупкам в 2016 году нет. Правительство сегодня не рассматривает никаких планов относительно передачи этих функций на любой уровень – или возвращение в Минздрав, или передача на областной и районный уровень. Закупка 2016 года пройдет в соответствии с действующим законодательством и будут осуществлены международными организациями", – заявил в парламенте Павел Розенко.
В свою очередь Виктор Шафранский заверил депутатов, что Минздрав готов начать закупки 2016 года. "Нам необходимо садиться вместе с международными организациями и обрабатывать контракты на 2016 год. Мы выслали всем международным организациям контракты и наши пожелания и пригласили их на встречу", - сказал он.
Готовы продолжать закупки и международные организации. РБК-Украина удалось получить от участников рынка здравоохранения письмо от ПРООН Минздраву от 28 июня, которое свидетельствует о том, что ПРООН готова заниматься закупками лекарств для Украины и по программам 2016 года. "Мы рады сообщить, что ПРООН в Украине полностью готова к продолжению сотрудничества и предоставления Минздраву в Украине помощи в услугах по организации закупок в текущем году и далее", - говорится в письме.
Судя по дополнениям к нему, ПРООН предложила Минздраву увеличить число программ, по которым она готова приобретать лекарства, примерно в два раза, по сравнению с 2015 годом.
В частности, ПРООН может закупать лекарства для программ по трансплантации, репродуктивного здоровья, сердечно-сосудистых заболеваний.
Однако представители пациентских организаций высказали недовольство подготовленными Минздравом проектами контрактов.
"Проект соглашений между Минздравом и международными организациями, который был разработан специалистами Министерства и направлен в международные организации для подписания и работы в 2016-м году, содержит ряд критических шероховатостей. Такие шаги Министерства здравоохранения блокируют возможность специализированным организациям подписать соответствующие соглашения и выполнить закупки для правительства Украины в 2016-м году", - говорится в открытом обращении к премьер-министру от общественных организаций "Пациенты Украины", "Центр противодействия коррупции" и "Реанимационного пакета реформ".
Среди проблем общественные организации указывают норму о том, что в контрактах идет речь о необходимости поставок 100% препаратов не позднее 90 дней с момента подписания контракта. Но, по их мнению, это является дискриминационной нормой, поскольку согласно украинскому законодательству все поставщики имеют вдвое больший срок поставки, а именно - 180 дней с момента оплаты.
"Более того, контракты, разосланные международным организациям, содержат ряд грубых ошибок. Так, в частности, контактным лицом в контрактах указан бывший заместитель Министра здравоохранения Игорь Перегинец, который уже уволился. А курс валюты для Crown Agents предлагают считать по "внутреннему обменному курсу валют ООН", - говорится в заявлении. - Это свидетельствует о том, что руководство Министерства здравоохранения достаточно небрежно отнеслись к указанным документам. Такая небрежность со стороны Министерства здравоохранения рискует привести к дипломатическому скандалу. Таким образом, происходит техническое затягивание процедур. Это влияет на оперативность процесса закупки, а также поставки препаратов".
Мало того, негативно на планах правительства закупить лекарства через международные организации могут отразиться действия СБУ.
РБК-Украина получила от "Центра противодействия коррупции" копию письма Главного управления контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности в Минздрав. Оно было направлено в Минздрав в начале июня.
В нем указано, что "анализ имеющейся в Главном управлении информации свидетельствует о предпосылках к возникновению очагов социального напряжения в результате дестабилизации системы государственных закупок лекарственных средств у международных специализированных организаций".
В частности, в СБУ обеспокоены тем, что на начало июня поставки препаратов по договорам 2015 года выполнены только на 37,5% от запланированного объема. "При этом, фактическая поставка большинства жизненно необходимых препаратов для лечения лиц, больных туберкулезом, ВИЧ/СПИДом, онкологические и онкогематологические заболевания, по выводам экспертов в сфере здравоохранения, будет осуществлена только в декабре текущего года", - указывается в письме СБУ.
В целом в СБУ считают "целесообразно срочно рассмотреть наиболее оптимальные варианты по налаживанию системы поставок жизненно важных лекарств".
Исполнительный директор благотворительного фонда "Пациенты Украины" Ольга Стефанишина считает, что система, которая существовала благодаря коррупции в сфере госзакупок лекарств многие годы, делает все, чтоб эту реформу "откатать назад".
"Все, начиная от замминистров, и заканчивая простыми клерками тормозят ввоз препаратов в Украину в рамках международных закупок. Ответ этому один: в Минздраве больше не ходит "черный кеш", люди, которые зарабатывали деньги на закупках, больше в них не заинтересованы. Я думаю, что международные закупки, которые сэкономили Украине почти 800 млн грн в сравнении с 2014 годом, были бы более успешны, если бы не одно "но": Министерство здравоохранения Украины", - отмечает она.
Дмитрий Уляницкий, «РБК-Украина», 25 июля
Обращаю внимание на последний абзац данного расследования. В нем указана, на мой взгляд, главная причина провала закупок лекарств. Она состоит в тотальной коррупции в профильном министерстве.
Ну а столь удручающая ситуация с коррупцией в Минздраве стала возможной по той причине, что такая же она и по всей стране — во всех сферах жизнедеятельности. Это, в свою очередь, имеет место вследствие того, что первое лицо Украины — президент Порошенко — возглавляет коррупцию в государстве.
Однако олигарх и барыга, которым, как справедливо считает оппозиционный политик Гриценко, является Порошенко, не может не быть коррупционером по определению. При этом в свое ближайшее окружение — на посты премьер-министра, министров, главы АП, генпрокурора, главы СБУ и т. д. - он, естественно, подбирает людей себе подобных.
Как говорится, круг замкнулся. При этом совершенно очевидно, благодаря чему данная ситуация может быть исправлена в будущем..
Кстати, напомню, в в марте этого года президента Порошенко случайно «застукали» в аптеке испанского города Марбелья, где он (без охраны) покупал какие-то лекарства. В украинские аптеки Петр Алексеевич вряд ли ходит за пилюлями лично…
Причины срыва
Расходы Минздрава на закупку лекарств в 2015 году были разделены на две части. На закупку препаратов при посредничестве международных организаций направили 2,2 млрд гривен. Остальное, около 1,5 млрд гривен, было потрачено на тендерах, которые Минздрав провел самостоятельно.
Участие международных организаций в качестве закупщиков лекарств было одним из ключевых элементов реформы системы госзакупок лекарств. Они должны были прогарантировать отсутствие коррупционных схем, которыми традиционно славились раньше гостендеры Минздрава.
Роль этих организаций в процедуре госзакупки лекарств закреплена в специальном законе, который парламент принял в марте прошлого года. Еще полгода ушло на подготовку нормативно-правовой базы, необходимой для того, чтобы нормы закона заработали. Также чиновникам предстояло сформировать список лекарств, подлежащих госзакупке.
В результате соглашения с 3 международными организациями - Программой развития ООН (UNDP), Crown Agents и ЮНИСЕФ - Минздрав подписал лишь в октябре-ноябре.
Впрочем, уже заканчивается 7 месяц 2016 года, а международные организации пока так и не смогли обеспечить Украину лекарствами.
Об этом свидетельствует отчет Минздрава, оказавшийся в распоряжении РБК-Украина. Документ подготовлен для членов комитета Рады по вопросам здравоохранения. В нем говорится, что, по состоянию на 12 июля, план поставок лекарств был выполнен только по двум программам - закупка препаратов для пациентов с гемофилией и гепатитом В, С.
Оставшиеся более 10 программ оказались проваленными. К примеру, по состоянию на 12 июля, ЮНИСЕФ не справилось с планом по поставке вакцин на 90%.
Crown Agents провалило закупку лекарств и медизделий по детской онкологии на 84%, а ПРООН обеспечило изделиями медназначения по программе борьбы со СПИДом всего лишь на 4%.
"Прошло 8 месяцев после перечисления госсредств (международным организациям, - ред.). На сегодня максимум 50-процентное выполнение тендерных поставок 2015 года, на которые мы рассчитывали. На мой взгляд, это не очень нормальная ситуация, и над этим нам необходимо поработать, - заявил недавно депутатам вице-премьер-министр Павел Розенко. - До середины сентября мы должны завершить процесс поставок препаратов".
И.о. министра здравоохранения Виктор Шафранский отказался прокомментировать РБК-Украина ситуацию. Сложности возникли и с официальными комментариями международных организаций, которые неохотно делились с корреспондентом РБК-Украина своими проблемами в сегменте госзакупок.
Но изданию все же удалось узнать, в чем заключаются основные причины провала программ по обеспечению украинцев лекарствами.
Программа развития ООН
ПРООН, получившая максимальное количество средств от Минздрава на приобретение лекарств, (из 2,2 млрд гривен было выделено 881 млн гривен) справилась с выполнением лишь 2 программ из 8. Так план по закупке препаратов для пациентов с гемофилией перевыполнен на 3%, а с гепатитом В и С – на 7%.
Остальные программы, по данным Минздрава, оказались провалены. Особенно критической является ситуация по закупке тест-систем для пациентов, больных СПИДом, говорится в отчете ведомства. Организации удалось выполнить этот заказ только на 4% в гривневом эквиваленте из-за долгой процедуры получения сертификатов соответствия на эти медизделия. Без этих документов использование тест-систем в Украине не допускается.
Впрочем, согласно оказавшимся в распоряжении РБК-Украина документам ПРООН, организация в натуральном выражении (в упаковках) выполнила поставки лекарств для больных туберкулезом на 79%, гемофилией - на 93%, гепатитом – на 81%. Пациентам с орфанными заболеваниями (редкими) доставка лекарств обеспечено полностью, также как закупка вакцин. В целом, ПРООН выполнила поставки на 45% в натуральном выражении (в упаковках) и на 71% - в долларовом.
Участники рынка здравоохранения на условиях анонимности рассказали РБК-Украина, что ПРООН столкнулась с проблемами при растаможке закупленных лекарств. Это негативно отразилось на соблюдении сроков поставки препаратов в регионы.
Собеседники РБК-Украина пояснили, что поставки лекарств, которые закупают международные организации, освобождены от уплаты НДС. Для этого, чтобы воспользоваться этой налоговой льготой, поставщики должны получить соответствующую справку в фискальной службе. Однако этот процесс занимает много времени. Ведь от уплаты НДС освобождены лишь международные организации, а не фирмы-дистрибьюторы, которые фактически ввозят закупленные международниками лекарства.
Так, по информации источников РБК-Украина, часть препаратов, поставленных в Украину еще в марте, удалось растаможить лишь в конце апреля-начале мая. Только тогда поставщикам удалось получить справку, которая подтверждает возможность растаможить груз без уплаты НДС.
Но это не единственный случай, когда из-за бюрократии срываются сроки поставки препаратов. Например, ПРООН получила 900 тыс. долларов для закупки лекарств для пациентов с орфанными (редкими) заболеваниями.
Как рассказали РБК-Украина, участники рынка здравоохранения, организации удалось закупить необходимый объем за 600 тыс. долларов. В апреле специалисты ПРООН направили письмо в Минздрав с предложением закупить на сэкономленные средства дополнительный объем лекарств для пациентов с гемофилией. Однако ответа от Минздрава так и не получили.
Впрочем, РБК-Украина стало известно, что и это не все сложности, с которыми столкнулась ПРООН.
В частности, на тендер по поставке препарата моксифлоксацин для лечения туберкулеза подали заявки 2 компании. Одна - собственник патента на это лекарство. Другая - индийская компания, выпускающая генерик (аналог препарата), заявившая цену в 5 раз более низкую, чем конкурент.
ПРООН предложила собственнику патента, чтобы препараты поставляли обе компании, но обладатель патента на это не пошел. Тогда международной организации пришлось заказывать несколько видов экспертиз продукции-генерика. Их результаты удалось получить лишь в конце июня и только после этого заключить с индийской компанией договор на поставку. Производитель обещает, что препараты будут доставлены в Украину до конца июля.
Crown Agents
Crown Agents, согласно отчету Минздрава выполнила свои обязательства по поставке препаратов для онкобольных на 39% или на 296 млн гривен (всего выделено 750 млн гривен). "Международная компания Crown Agents со своей стороны выполняет все условия закупки и поставки лекарственных препаратов в соответствии с принятыми Минздравом процедурами и графиками поставок", - заявили РБК-Украина в организации.
Кроме того в Crown Agents предоставили более свежие данные по закупкам препаратов. На 21 июля прошли поставки на сумму 15,8 млн долларов, что составляет 54% от заказанных наименований медпрепаратов и лекарств.
"К концу июля 2016 года планируется выполнить поставки более 65% медицинских препаратов и лекарственных изделий от заявленного объема всех позиций и общего бюджета", - заверили в организации.
Однако и эти сроки могут сорваться. Против участия Crown Agents в международных закупках выступают глава комитета Рады по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец и ее первый заместитель Оксана Корчинская. Они даже зарегистрировали в парламенте законопроект, которым предложили исключить Crown Agents из списка организаций, закупающих лекарства для Минздрава.
Претензии к Crown Agents у депутатов две. Помимо задержек с поставками, парламентарии подозревают, что "в рамках закупок через данную организацию были предложены лекарства сомнительного качества".
"Среди предложенных организацией Crown Agents для утверждения Минздравом лекарств, значительную долю составляют лекарственные средства, которые массово вообще не использовались в Украине и не представлены на рынке ЕС, - говорится в пояснительной записке к законопроекту. - Более того, качество и безопасность некоторых препаратов не подтверждаются достаточной базой клинических исследований".
Но в Crown Agents настаивают, что "к участию в тендерных процедурах допускаются все компании, независимо от страны происхождения, препараты которых зарегистрированы на территории Украины".
ЮНИСЕФ
ЮНИСЕФ взяла на себя закупку вакцин на сумму 312 млн гривен и лекарств по программе СПИДа на 254 млн гривен. На 12 июля первая программа выполнена на 10%, а вторая – на 74%.
В ЮНИСЕФ не ответили на запрос РБК-Украина, но на сайте организации указано, что оставшиеся препараты, в частности, по программе СПИДа, будут доставлены в Украину до конца сентября.
Более сложная ситуация с поставками вакцин от ЮНИСЕФ. Организация закупила для Украины вакцины БЦЖ, КПК (против кори, паротита и краснухи), вакцины от гепатита Б, АКДС (от коклюша, дифтерии и столбняка), Td (от дифтерии и столбняка для взрослых), АДС (от дифтерии и столбняка для детей), вакцина против бешенства и вакцина bOPV (бивалентная оральная полиомиелитная вакцина).
ЮНИСЕФ поставил в Украину частично партии вакцин КПК и от гепатита Б. Остальные партии этих двух вакцин будут поставлены в Украине поэтапно до конца ноября текущего года.
Практически все остальные вакцины в апреле-июле прошли регистрацию в Минздраве. Первые партии должны поступить в течение 3-4 недель после завершения этой процедуры и получения необходимых справок, а полностью поставки будут завершены до конца сентября.
Вакцины от бешенства должна поступить в Украину 22 июля. Помимо того, для поставки бивалетной вакцины от полиомиелита необходимо внести правки в постановление Кабмина, которым установлено, какие именно препараты должны закупить международные организации.
При этом ЮНИСЕФ на своем сайте сообщает, что организации удалось сэкономить 3,8 млн долларов из средств, которые Минздрав передал ей на закупку лекарств. Сейчас ЮНИСЕФ ожидает решения Минздрава по закупкам дополнительного количества вакцин и лекарств.
Ближайшее будущее
Несмотря на проблемы с закупками лекарств через международные организации, правительство намерено использовать этот инструмент и в 2016 году.
"Альтернативы международным закупкам в 2016 году нет. Правительство сегодня не рассматривает никаких планов относительно передачи этих функций на любой уровень – или возвращение в Минздрав, или передача на областной и районный уровень. Закупка 2016 года пройдет в соответствии с действующим законодательством и будут осуществлены международными организациями", – заявил в парламенте Павел Розенко.
В свою очередь Виктор Шафранский заверил депутатов, что Минздрав готов начать закупки 2016 года. "Нам необходимо садиться вместе с международными организациями и обрабатывать контракты на 2016 год. Мы выслали всем международным организациям контракты и наши пожелания и пригласили их на встречу", - сказал он.
Готовы продолжать закупки и международные организации. РБК-Украина удалось получить от участников рынка здравоохранения письмо от ПРООН Минздраву от 28 июня, которое свидетельствует о том, что ПРООН готова заниматься закупками лекарств для Украины и по программам 2016 года. "Мы рады сообщить, что ПРООН в Украине полностью готова к продолжению сотрудничества и предоставления Минздраву в Украине помощи в услугах по организации закупок в текущем году и далее", - говорится в письме.
Судя по дополнениям к нему, ПРООН предложила Минздраву увеличить число программ, по которым она готова приобретать лекарства, примерно в два раза, по сравнению с 2015 годом.
В частности, ПРООН может закупать лекарства для программ по трансплантации, репродуктивного здоровья, сердечно-сосудистых заболеваний.
Однако представители пациентских организаций высказали недовольство подготовленными Минздравом проектами контрактов.
"Проект соглашений между Минздравом и международными организациями, который был разработан специалистами Министерства и направлен в международные организации для подписания и работы в 2016-м году, содержит ряд критических шероховатостей. Такие шаги Министерства здравоохранения блокируют возможность специализированным организациям подписать соответствующие соглашения и выполнить закупки для правительства Украины в 2016-м году", - говорится в открытом обращении к премьер-министру от общественных организаций "Пациенты Украины", "Центр противодействия коррупции" и "Реанимационного пакета реформ".
Среди проблем общественные организации указывают норму о том, что в контрактах идет речь о необходимости поставок 100% препаратов не позднее 90 дней с момента подписания контракта. Но, по их мнению, это является дискриминационной нормой, поскольку согласно украинскому законодательству все поставщики имеют вдвое больший срок поставки, а именно - 180 дней с момента оплаты.
"Более того, контракты, разосланные международным организациям, содержат ряд грубых ошибок. Так, в частности, контактным лицом в контрактах указан бывший заместитель Министра здравоохранения Игорь Перегинец, который уже уволился. А курс валюты для Crown Agents предлагают считать по "внутреннему обменному курсу валют ООН", - говорится в заявлении. - Это свидетельствует о том, что руководство Министерства здравоохранения достаточно небрежно отнеслись к указанным документам. Такая небрежность со стороны Министерства здравоохранения рискует привести к дипломатическому скандалу. Таким образом, происходит техническое затягивание процедур. Это влияет на оперативность процесса закупки, а также поставки препаратов".
Мало того, негативно на планах правительства закупить лекарства через международные организации могут отразиться действия СБУ.
РБК-Украина получила от "Центра противодействия коррупции" копию письма Главного управления контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности в Минздрав. Оно было направлено в Минздрав в начале июня.
В нем указано, что "анализ имеющейся в Главном управлении информации свидетельствует о предпосылках к возникновению очагов социального напряжения в результате дестабилизации системы государственных закупок лекарственных средств у международных специализированных организаций".
В частности, в СБУ обеспокоены тем, что на начало июня поставки препаратов по договорам 2015 года выполнены только на 37,5% от запланированного объема. "При этом, фактическая поставка большинства жизненно необходимых препаратов для лечения лиц, больных туберкулезом, ВИЧ/СПИДом, онкологические и онкогематологические заболевания, по выводам экспертов в сфере здравоохранения, будет осуществлена только в декабре текущего года", - указывается в письме СБУ.
В целом в СБУ считают "целесообразно срочно рассмотреть наиболее оптимальные варианты по налаживанию системы поставок жизненно важных лекарств".
Исполнительный директор благотворительного фонда "Пациенты Украины" Ольга Стефанишина считает, что система, которая существовала благодаря коррупции в сфере госзакупок лекарств многие годы, делает все, чтоб эту реформу "откатать назад".
"Все, начиная от замминистров, и заканчивая простыми клерками тормозят ввоз препаратов в Украину в рамках международных закупок. Ответ этому один: в Минздраве больше не ходит "черный кеш", люди, которые зарабатывали деньги на закупках, больше в них не заинтересованы. Я думаю, что международные закупки, которые сэкономили Украине почти 800 млн грн в сравнении с 2014 годом, были бы более успешны, если бы не одно "но": Министерство здравоохранения Украины", - отмечает она.
Дмитрий Уляницкий, «РБК-Украина», 25 июля
Обращаю внимание на последний абзац данного расследования. В нем указана, на мой взгляд, главная причина провала закупок лекарств. Она состоит в тотальной коррупции в профильном министерстве.
Ну а столь удручающая ситуация с коррупцией в Минздраве стала возможной по той причине, что такая же она и по всей стране — во всех сферах жизнедеятельности. Это, в свою очередь, имеет место вследствие того, что первое лицо Украины — президент Порошенко — возглавляет коррупцию в государстве.
Однако олигарх и барыга, которым, как справедливо считает оппозиционный политик Гриценко, является Порошенко, не может не быть коррупционером по определению. При этом в свое ближайшее окружение — на посты премьер-министра, министров, главы АП, генпрокурора, главы СБУ и т. д. - он, естественно, подбирает людей себе подобных.
Как говорится, круг замкнулся. При этом совершенно очевидно, благодаря чему данная ситуация может быть исправлена в будущем..
Кстати, напомню, в в марте этого года президента Порошенко случайно «застукали» в аптеке испанского города Марбелья, где он (без охраны) покупал какие-то лекарства. В украинские аптеки Петр Алексеевич вряд ли ходит за пилюлями лично…