понедельник, 18 июля 2016 г.

Россия в ловушке: нефтяная игла больше не спасает

В первом полугодии российская промышленность выросла на 0,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Однако этот прирост обеспечила добыча полезных ископаемых, которая увеличилась на 2,6%, а обрабатывающие производства сократились на 0,9%. Примечательно, что рост в промышленности происходит на фоне общего экономического кризиса и спада ВВП России.

О столь нерадостной для России картине рассказывает сегодня «Независимая газета» («НГ»).

Замдиректора Центра развития Валерий Миронов призывает не переоценивать значение роста промпроизводства для оценки состояния российской экономики в целом. «Вся промышленность – это лишь треть ВВП, а доминирующий с точки зрения объемов сектор услуг гораздо более инерционен, – пояснил он. – В промышленности рост заметен только в той ее половине, где есть накопленные мощности. Это в первую очередь химпром, добыча полезных ископаемых. Пищевая промышленность подросла на фоне санкций. На фоне резкого падения цены нефти компании наращивают ее добычу, пытаясь восполнить выручку, загоняя себя в нефтяную ловушку».

При слабом внутреннем спросе и уже стабилизировавшемся после сильного падения импорте фактором восстановления роста мог бы стать рост экспорта, отмечает издание. Но в 2015 году приток валюты в российскую экономику из-за падения товарного экспорта сократился почти на 150 млрд долл. относительно 2014 года (до 341,5 млрд долл.), а в январе–мае 2016-го он сократился еще примерно на треть относительно того же периода прошлого года.

«Россия столкнулась с реальной опасностью, которой экономисты и политики пугали друг друга последние 20 лет: нефтяная игла больше не дает необходимых экономике стимулов, а несырьевой экспорт крайне мал, его рост не может быстро компенсировать сокращение сырьевых валютных поступлений. Как и 20 лет назад, превалирующую долю в экспорте товаров составляют топливное сырье и другие малообработанные полуфабрикаты. На топливо в 2015 году приходилось около 63% товарного экспорта, около 10% пришлось на металлы и изделия из них, около 15% дали пополам химическая промышленность и машиностроение», - констатирует «НГ».

Масштабные сокращения притока валюты, предупреждают в Центре развития, при иссякании резервных фондов грозят жесткой реструктуризацией бюджета, стагнацией инвестиций и прочими неприятностями для экономики РФ в целом. 
 
Напомню, на прошлой неделе эксперты российской Высшей школы экономики (ВШЭ) проанализировали состояние российской экономики в региональном разрезе и пришли к выводу, что в депрессивном состоянии пребывают все федеральные округа, кроме так называемого Крымского (оккупированного фашистской Россией у Украины Крыма - Пророк). 

Еще в марте нынешнего года они же предупредили, что в России неизбежна длительная рецессия.

А 22 июня в ВШЭ указали, что рецессия в России лишь усугубляется, а не завершается — развенчав противоположную по смыслу информацию от российских властей.


При этом, естественно, быстро ухудшается благосостояние россиян.

Так, в ходе майского опроса ВЦИОМа, 42% российских семей заявили, что состояние их финансов за последний год ухудшилось, 38% отметили, что перешли на более дешевые продукты, а 15% сообщили, что начали развивать подсобное хозяйство.
 
«Новая бедность - новый кошмар россиян», - статью с таким красноречивым названием по данному поводу опубликовало недавно немецкое издание Deutsche Welle. 


Авторитетный российский экономист, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислов Иноземцев в начале года на цифрах убедительно показал, что бездарный Путин за 16 лет довел Россию до ручки.

А еще один известный российский эксперт Андрей Пионтковский примерно тогда же логично предупредил, что «Поезд питерского шпаненка Путина приближается к «станции Дно»...