среда, 19 октября 2016 г.

Автомобильный мир стоит на пороге двух масштабных революций

Apple тихонько сворачивает проект Titan, целью которого была разработка последней мечты Стива Джобса - собственного авто.

Во времена первых "айфонов" когда не было ни многозадачности, ни функции "копировать-вставить", фанаты Apple шутили, что если бы Стив Джобс выпустил свою машину, то у нее были бы квадратные колеса и она ездила бы только по прямой.

В каждой шутке есть доля шутки. Уже после смерти Джобса журналисты разузнали, что Apple и вправду вынашивает план по созданию собственного электромобиля. Некоторые источники указывали на то, что это была мечта Стива Джобса, которую решил воплотить в жизнь его преемник Тим Кук.

Согласно другим источникам, проект, получивший название Titan, был рожден как ответ на инициативу вечного конкурента Google, уже давно занимающегося собственными беспилотными авто. И, конечно же, для конкуренции с Илоном Маском и его Tesla Motors, которая понемногу отобрала у Apple лавры самой инновационной компании мира.

И вот, после нескольких лет интриг и слухов, судьба проекта Titan наконец проясняется. И это вовсе не тот исход, о котором мечтали фанаты компании. Apple занялась реорганизацией и сокращением своего призрачного автомобильного подразделения. И судя по всему, никакого iCar мы в ближайшее время не увидим.

Яблочные колеса

Автомобильный мир стоит на пороге сразу двух масштабных революций, которые в корне изменят представления об авто как о средстве перемещения.

Во-первых, все движется к постепенному отказу от массового использования двигателей внутреннего сгорания. Некоторые европейские страны (Норвегия, Германия) даже обсуждают законопроекты с конкретными срокам (до 2030 года).

Во-вторых, все больше компаний успешно испытывают системы автопилотирования персональных транспортных средств. Это движение возглавляет Google, хотя работают в этом направлении почти все крупные производители.

Рано или поздно обе революции сольются в едином "экстазе", приведя к созданию авто нового типа - с электрическим мотором и с автоматизированным управлением.

Компания Apple обычно не спешит приходить на бал первой, предпочитая дать всем участникам рынка "высказаться", а затем предлагая некий революционный продукт.

Чего-то подобного ждали от Apple и в случае с авто.

Компания тихонько работала над проектом Titan, пока Tesla совершенствовала свой автопилот, пока беспилотники Google наматывали миллионы миль по дорогам штата Невада, пока Uber запускал беспилотные такси в Питтсбурге.

И вдруг, как гром среди ясного неба, грянула новость о том, что Apple существенно проредила довольно крупный (более 1 тыс. сотрудников) штат проекта Titan.

По сообщению агентства Bloomberg, руководство Apple сократило несколько сотен сотрудников этого подразделения и задало ему некое "новое" направление, которое более не предусматривает создание собственного автомобиля.

В частности, Titan покинули более 100 программистов и две сотни инженеров. Также стало известно, что проект покинул бывший инженер Ford Стив Задески, который, впрочем, остался работать в Apple, перейдя в другой проект.

Ссылаясь на собственные анонимные источники, журналисты Bloomberg предполагают, что Apple будет разрабатывать некое программное обеспечение, которое позволит компании сотрудничать с существующими производителями авто.

Ранее сообщалось, что руководство компании поставило перед командой проекта Titan срок до второй половины 2017 года, чтобы доказать целесообразность проекта. Однако, судя по всему, решение было принято уже сейчас.

Apple не будет заниматься разработкой собственного автомобиля.

Среди возможных причин такого решения эксперты называют неуверенность в том, что на этом рынке можно много заработать (пример Tesla, которая долгие годы нуждалась в дотациях, весьма красноречив). А также технические сложности и необходимость конкурировать с маститыми производителями, которые выливаются в огромные затраты в области разработки и исследований.

Собственно, компания Google уже стояла перед таким выбором ранее, отмечают эксперты, и сделала его в ту же сторону. Google не планирует разрабатывать собственные авто, предпочитая работать в партнерстве с существующими производителями.

По мнению американского автомобильного аналитика Эрика Денниса, теоретически Apple могла бы поставить неплохую маржу на премиальный электрокар под своим брендом. Но выпустить авто такого класса без компромиссов по уровню качества весьма непросто, отмечает Деннис. А фиаско в этой сфере могло бы привести к удару по репутации Apple в других сферах деятельности компаний.

Вслед за Google

Некоторые эксперты считают, что дело в мотивации.

У Apple она несколько отличается от той, которой руководствуются Tesla и Uber, считает обозреватель Mashable Дэймон Берес.

Apple мало заинтересована в том, чтобы как-то улучшить способ, которым вы добираетесь из пункта А в пункт Б, поясняет Берес, компании гораздо интереснее то, что происходит с вами по дороге.

Он цитирует эксперта по робототехнике Раджа Чатила, который считает, что тот, кто контролирует машины, имеет отличные возможности для сбора информации о людях, которые находятся на улицах.

"Там множество камер наблюдения, которые помогают работе автопилота, - поясняет Чатила. - Это еще один способ наблюдать за людьми и их привычками".

Проще говоря, беспилотные авто могут собирать огромные объемы информации о том, что их окружает. А для технического гиганта эта информация просто бесценна.

Да, конечно, если бы Apple создала электрокар, способный конкурировать с Tesla, это могло бы стать революцией. Но, возможно, в компании рассудили, что создание программного обеспечения для беспилотных авто, которое способно собирать данные, это намного более перспективная идея, предполагает Берес.

Google и Facebook хорошо зарабатывают на таргетинге рекламы. А он требует детальной информации о предпочтениях пользователей. Получить ее можно лишь анализируя их активность, привычки, склонности. Уже сегодня рекламодатели начинают применять концепцию, некогда представленную в блокбастере Стивена Спилберга Особое мнение.

Речь идет о рекламных щитах, способных взаимодействовать с пользователем, например, идентифицируя его по приложению в смартфоне (о сканировании глаз, как у Спилберга, речь пока не идет).

Такие "умные" рекламные площади смогут показывать человеку таргетированную рекламу подобно тому, как это делает Google в вашем почтовом ящике Gmail.

Автономные авто могут развить эту идею еще дальше, рассуждает Берес. Они будут следить за вами постоянно, будут знать, где вы живете. Где вы любите останавливаться, чтобы попить кофе. Около какой школы вы останавливаетесь, чтобы высадить своих детей.

Apple, подобно Google, заинтересована не в том, чтобы производить сами по себе устройства. А в том, чтобы создавать целые платформы, в рамках которых проходит жизнь пользователя. Отсюда, к примеру, гонка за системами "умного дома", в которой схлестнулись Apple и Google.

И тот самый Google Assistant, который живет в смартфонах Pixel, сможет управлять, как умным домом, так и беспилотным авто. Вероятно, Apple хочет создать ответную систему, которая будет работать под управлением Siri.

Проще говоря, изменения в проекте Titan могут означать лишь то, что Apple решила не идти путем Tesla, а двинуться по тому же сценарию, который избрал ранее Google. Пусть другие компании создают машины, а Apple будет создавать программное обеспечение для их работы.

Возможно, Apple только что убила свою машину, но это не значит, что компания намерена остаться в стороне от разработки программного обеспечения для авто будущего, заключает Берес.

Другой вопрос - захотят ли автомобильные производители пускать Apple внутрь своих детищ? Это будет нелегко, предполагает обозреватель CNET Тим Стивенс, подчеркивая, что большинство производителей авто уже работают над собственными автопилотами и программным обеспечением для авто.

"Это все равно, что попытаться продавать лед эскимосам", - иронизирует он. 

***
Напомню, в начале этого года агентство Bloomberg написало, что электромобили вскоре станут новым фактором обвала нефти. В частности, агентство призвало начать воспринимать электромобили всерьез, так как в ближайшие два года эта отрасль машиностроения может стать причиной новой волны падения цен на нефть.

А в сентябре прошлого года в СМИ прошла информация о том, что в мире продан первый миллион электромобилей.