четверг, 6 октября 2016 г.

Банковская система России превратилась в мину замедленного действия

Постоянная ликвидация банков не остановила масштабную утечку государственных денег через решето банковской системы. Дутые активы банков-банкротов в среднем в шесть раз превышают их собственный капитал. Но признаки крупной фальсификации наблюдаются в половине действующих российских банков. Такой шокирующий вывод сделали эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), передает сегодня «Независимая газета».

Вчера Центробанк России (фашистское государство, признанное 27.01.15 Верховной Радой страной-агрессором) отозвал лицензию у входящего в топ-150 крупнейших российских банков Айманибанка. Всего же только за 2016 год лишилось лицензии более 80 банков в РФ, отмечается в статье. 

Только за последние три года в России был лишен лицензии или передан на санацию каждый третий банк. Причем важнейшим основанием для отзыва лицензии была фальсификация банками стоимости своих активов, указывают в ЦМАКП. «То есть, исходя из данных ЦБ, в обанкротившихся банках в среднем 60% активов, отраженных в отчетности, в действительности не имело никакой стоимости, а величина дутой стоимости активов в среднем в шесть раз превысила собственный капитал этих банков», – поясняет один из авторов доклада руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковской системы ЦМАКП Олег Солнцев. «Это значит, что из каждого рубля потерь в стоимости активов банков только 17 копеек оплатили собственники банков, а 83 копейки – их кредиторы и вкладчики (и государство, если речь шла о застрахованных вкладах физических лиц)», – считают в ЦМАКП.

И сказать, что ситуация сегодня как-то улучшилась, похоже, тоже нельзя. В частности, как указывают экономисты, на сегодняшний день в отчетности примерно половины функционирующих в настоящее время банков видны те же косвенные признаки масштабной фальсификации стоимости активов, которые ранее наблюдались и у обанкротившихся банков.

По мысли экспертов, есть несколько «тревожных звоночков», сообщающих о наличии «дыры» в капитале банка. «Это и высокая доля паев в паевых инвестфондах (ПИФ) в активах, и высокая оборачиваемость средств в кассах, и высокая оборачиваемость просроченной задолженности по кредитам нефинансовым предприятиям, а также высокое значение процентных ставок по депозитам физических лиц», – перечисляют в ЦМАКП.

Продолжающиеся же массовое вскрытие «дыр» и отзыв лицензий экономисты считают следствием кризиса традиционной для России модели ведения частного банковского бизнеса. Под этим, в частности, понимается построенная в РФ кэптивная модель частных инвестиций в банковский сектор, что можно также определить как «карманный банк». «Кэптивная модель характеризуется вполне определенными чертами», – поясняет Олег Солнцев. Например, при кэптивной модели контроль за банком концентрируется в руках одного собственника или одной бизнес-группы, в результате чего происходит подчинение интересов банковского бизнеса интересам входящих в бизнес-группу нефинансовых компаний. Другой чертой являются взносы в капитал банка, которые становятся своего рода пополнением «страхового депозита», обеспечивающего собственнику банка возможность оперативного привлечения заимствований на большую сумму и на нерыночных условиях. Собственник также может вносить средства в капитал банка и для того, чтобы инвестировать их в быстро растущий и рискованный бизнес.

В результате работы такой модели в РФ уже несколько лет российский банковский сектор находится на уровне исторического минимума и с точки зрения обеспеченности собственным капиталом, и с точки зрения его прибыльности, делают вывод в ЦМАКП. «Сочетание этих обстоятельств делает инвестиции в банковский бизнес весьма рискованными и непривлекательными для частных инвесторов», – подчеркивают в организации.

Отмечу, что о больших, и все нарастающих, проблемах в российской банковской системе сообщалось уже и ранее. Так, еще в апреле этого года агентство Reuters писало, что накануне коллапса банковская система РФ пустилась в тотальные махинации внутри своей страны.

При этом, как признался месяцем ранее зампред ЦБ России Михаил Сухов, Центробанк «нарисовал» на тот момент уже 1 трлн руб из-за массового банкротства российских банков.