Если говорить коротко, то там была полная ж…
14 ноября стало известно, что российский истребитель Миг-29 К разбился в Средиземном море во время выполнения операции на авианосце "Адмирал Кузнецов" у берегов Сирии.
Сегодня «Газеты.Ru» сообщила все подробности того случая и, соответственно, причины гибели самолета.
Как рассказал собеседник издания, на палубе крейсера «Адмирал Кузнецов» располагаются четыре троса аэрофинишера «Светлана-2». При посадке самолетов они приподнимаются на 12 см. Первый трос расположен в 46 м от обреза полетной палубы, далее через 12 м друг от друга — еще два.
Пилоту, совершающему посадку, надо стараться зацепиться специальным тормозным крюком (гаком) самолета за второй трос, а еще лучше за третий (есть еще четвертый — резервный). Если пытаться зацепиться за первый, при посадке может произойти опасное касание гаком палубы корабля, особенно учитывая, что авианосец в море подвержен качке.
Таким образом, задача пилота палубной авиации — посадить самолет на участок длиной 36 м с отклонением от осевой линии полетной палубы не более 3 м. Более того, обычно от пилотов требуется точность с отклонением не более 1 м.
То есть, самолету МиГ-29К с нормальной взлетной массой около 18,5 т, размахом крыла более 11 м и длиной более 17 м надо попасть в прямоугольник очень небольшого размера.
На американских авианосцах первый трос аэрофинишера расположен в 56 м от края, а 10 м в этом случае — немало.
Угол снижения самолета, совершающего посадку на палубу авианосца, составляет 4 градуса. Посадка осуществляется на высоких оборотах двигателей самолета, на режимах, близких к взлетным. Самолет при этом не выравнивается, как при посадке на стационарную бетонную взлетно-посадочную полосу. Газ двигателей убирается только после того, как самолет зацепился хотя бы за один трос аэрофинишера. В противном случае для самолета исключается возможность ухода на второй круг.
На «Адмирале Кузнецове» уже был случай, когда самолет совершил посадку, зацепился за трос аэрофинишера, убрал газ и в этот момент трос порвался.
На авианосце длина пробега самолета — всего 90 м. Посадочная скорость самолета Су-33 — 240 км/час. А МиГ-29К — 250 км/час. Когда самолет палубной авиации касается палубы, происходит сильный удар. Перегрузки в момент посадки составляют 4–5 g. Каждый раз пилот получает тяжелые нагрузки на позвоночник.
В тот день с тяжелого авианесущего крейсера взлетело три МиГ-29КР. После выполнения полетного задания самолеты возвращались на авианосец. Посадка на палубу корабля в этом случае должна происходить с интервалом 3–4 минуты.
Первый истребитель произвел посадку без замечаний.
Второй МиГ-29КР зацепился за второй трос аэрофинишера, порвал его и в конечном итоге зацепился только за резервный четвертый трос. Порванный второй трос запутался за третий и сделал невозможным использование его при посадке самолета.
Некоторое время посадка самолетов на авианосец была в принципе невыполнимой. В это время на глиссаде снижения находился третий истребитель МиГ-29КР. Поскольку команде авианосца потребовалось некоторое время, чтобы привести тросы аэрофинишеров в порядок, руководитель полетов дал команду пилоту третьего самолета уходить на второй круг. Уже во время нахождения самолета в зоне ожидания у него отказали оба двигателя. В них, по предварительной версии, перестало поступать топливо. В таких случаях реактивный самолет падает вниз как камень, а летчику остается только одно — успеть катапультироваться.
Как видите, на этом российском авианосце в тот день не только были спутаны все троса, но еще и отказали двигатели на самолете. Кстати, если бы они не отказали и летчик из-за этого не катапультировался, то он наверняка погиб бы вместе с самолетом при посадке. Так что ему еще повезло, что отказали двигатели.
В общем, не зря этот авианосец назвали «дымящим старым драндулетом»…