Пять двигателей трампизма
Вы удивитесь, но лучший, глубокий экономический и социальный анализ, полезный и для нас в Украине, почему победил Трамп, был сделан еще 4 сентября колумнистом The New York Times Дэвидом Бруксом, на самом деле сторонником Камалы Харрис (издание сделало полезный интеллектуальный эксперимент, попросив сторонников одного кандидата подумать вслух, почему может победить другой)
Итак, «Пять двигателей трампизма»:
1. Людям больше нравится красная [республиканская] модель управления, чем синяя [демократическая]. Самые быстрорастущие штаты по численности населения в основном управляются республиканцами. Штатами, которые быстрее всего демографически уменьшаются или стагнируют, в основном управляют демократы. Красная модель дает низкие расходы на жилье, более низкие налоги и жизнеспособность бизнеса. Синяя модель дает вам высокие расходы на жилье, высокие налоги и высокое неравенство.
2. Демократы являются партией правящего класса. Люди с высшим образованием, как правило, голосуют за демократов, а люди со средним образованием — за республиканцев. Таким образом, самые богатые города/места, как правило, являются демократическими. Демократы доминируют в СМИ, университетах, культурных учреждениях и правительстве.
Демократы правящего класса живут в совершенно другом мире, чем республиканцы, которые имеют только среднее образование. Средний выпускник средней школы умирает на 9 лет раньше, чем выпускник колледжа, чаще страдает ожирением, гораздо реже женится и гораздо чаще разводится. Смертность от передозировки среди выпускников средней школы примерно в 6 раз выше, чем среди выпускников колледжей. Конечно, избиратели рабочего класса возмущаются таким неравенством.
Глобальный популизм — это восстание против такого рода неравенств, управляемое ощущением того, что образованный класс имеет слишком большую культурную, академическую, политическую и экономическую власть. Восстание разгорается, когда высокообразованные профессионалы снисходительно относятся к массам, среди которых они сидят, или даже не видят их.
3. Всеобщее недовольство. Камала Харрис практиковала политику «радости» на этих выборах, проводя полную надежды и солнечно-оптимистическую кампанию, как это пытается сделать любая правящая партия. Но многие американцы чувствуют себя преданными, отчаявшимися, злыми. Они считают, что американская мечта разрушена. Трамп, как и все мировые популисты, хорошо рассказывает эту историю предательства. Недоверие и недовольство означают, что избиратели не настроены вознаграждать даже тех политиков, которые раздают им деньги.
4. Социальная и моральная сплоченность. Республиканцы могут быть ярыми индивидуалистами, когда дело касается экономики, но демократы могут быть ярыми индивидуалистами, когда дело касается морали: «Люди сами выбирают, когда начинается человеческая жизнь. Любая форма семейной и социальной жизни приемлема, пока лица в ней дают на это свое согласие.» Это приватизация морали. Когда республиканцы говорят об иммиграции, преступности, вере, семье и флаге, они говорят о способах сохранения социального и морального порядка. Демократы прекрасно говорят об экономической солидарности, но не о моральной и культурной солидарности.
5. Проблема Синего [демократического] Пузыря. Билл Клинтон и Обама понимали проблему: если вы всю жизнь будете слушать, что говорят друг другу демократы в больших городах, вы неправильно поймете Америку. Новые кадры демократической партии были убеждены, что Обама недостаточно стимулировал экономику после финансового кризиса. В ответ, после пандемии, они решили стимулировать экономику до черта и без ума. Они привели к усилению инфляции и фактически уничтожили перспективы переизбрания Байдена еще до того, как таким доминирующим стал вопрос возраста.
Билл Клинтон и Обама по сути придерживались теории медианного избирателя: бегите в центр, где есть независимые избиратели. Новые кадры, наоборот, более склонны верить в теорию мобилизации базы: проведите действительно «прогрессивную» кампанию, чтобы на выборы пришли молодые леваки. Харрис пыталась провести кампанию, которая давала что-то каждому крылу партии. Это привело к «всебублику» — кампании, которая предлагала жесты и мешанину политики для всех, но не имела четкого видения.
Павло Шеремета - экономист, министр экономики и торговли (2014)
***
«Экономика от Пророка» публикует лишь наиболее важную и интересную информацию о событиях (процессах) в Украине и мире— актуальные новости, аналитику, фотожабы и т.д.