Армия рф наращивает темпы наступления в Донецкой области. Какие факторы на это влияют? DW опросила украинских военнослужащих - от солдат до командиров, которые держат оборону на востоке Украины.
Армия РФ (фашистское государство, признанное 27.01.15 Верховной Радой страной-агрессором) продолжает наступать в Донецкой области, в частности, в направлении Великой Новоселки, Покровска и Курахово, которое уже частично контролирует. "Продвигаются, заходят и берут наших в окружение", - описывает ситуацию в Курахово Артем Павлик, водитель 3-й роты 21-го отдельного батальона специального назначения отдельной президентской бригады.
Об этом пишет Deutsche Welle.
Еще несколько недель назад Павлик вывозил из окружения раненых сослуживцев и тела погибших - под минометным огнем и ударными дронами. Водитель рассказывает об этом, стоя у бронированного автомобиля Humvee. На его окнах - трещины от попадания мины и FPV. "Дроны патрулируют дорогу, ждут эвакуации, - говорит Павлик. - И РЭБ не всегда спасает, потому что не угадаешь с частотами. Кроме того, у них есть дроны на оптоволокне".
По сведению Генштаба, Кураховское направление остается одним из самых сложных. Успех россиян зависит от ряда ряд факторов, в том числе и от протяженности линии фронта, говорит военнослужащий с позывным "Зима", командир разведывательного взвода 35-й отдельной бригады морской пехоты.
В тему - Продвижение российской армии в Украине достигло рекордных темпов с начала войны — Reuters
С бойцами подразделения, которое сейчас держит оборону Курахово, мы встречаемся в тылу Донецкой области. "Мы стоим лицом к противнику, а он на 50 километров справа вклинивается в нашу оборону и начинает нас обходить. И нам приходится не только стоять лицом к противнику, но и разворачиваться", - объясняет сложность ситуации на фронте "Зима".
Ротации ВСУ
Месяц назад 35-ю отдельную бригаду морской пехоты перебросили из Херсонской области на Кураховское направление. "Мы сюда попали уже тогда, когда противник разогнался", - говорит "Зима". По его наблюдениям, продвижение россиян совпало с "периодом адаптации" бригады к новому направлению. "Дело в том, что каждый участок фронта имеет свою специфику. Когда подразделение находится на определенном участке, оно к нему приспосабливается", - поясняет "Зима".
Армия РФ выдвинулась на Курахово после оккупации Горняка в конце октября. Этому предшествовал захват Новогродовки и Очеретино под Покровском в сентябре и мае соответственно. В этом направлении россияне двигаются с февраля - после оккупации Авдеевки. Одним из факторов, повлиявших на оккупацию Авдеевки, стали ротационные изменения между украинскими подразделениями, считает Александр Павлов, командир батареи управления и артиллерийской разведки 110-й отдельной механизированной бригады. Поскольку подразделение воюет на другом направлении, мы говорим с Павловым по видеосвязи.
110-я бригада обороняла Авдеевку с марта 2022 года по февраль 2024 года, когда это подразделение должна была заменить другая механизированная бригада. Однако из-за неопытности бойцов ротация не удалась, вспоминает Павлов. "Они не продержались и десяти дней", - добавляет он, не называя подразделение. В результате 110-я бригада была вынуждена оставаться в Авдеевке. "Мы стояли, едва дыша", - говорит Павлов. В конце концов 110-ю вывели - после подкрепления 3-й отдельной штурмовой бригадой. Так россияне заняли Авдеевку, а это направление стало называться Покровским. 110-я бригада вернулась туда в апреле.
Работа над ошибками
В сентябре состоялась очередная ротация - 110-ю поменяли местами с другой мотопехотной бригадой, которая до этого стояла в районе Селидово. "Мы знаем Покровское направление, мы там облетели каждый квадратный сантиметр, облазили все посадки. И нас бросают на неизвестное для нас направление. Так же их бросают на неизвестное для них направление. Это негативно повлияло на нас - мы потратили время, чтобы изучить территорию. Но россияне не ждут, пока мы учимся. Они лезут постоянно", - говорит Павлов.
Об этом говорит и Роман Коноплянка с позывным "Ромео", главный сержант 1-й роты 21-го отдельного батальона спецназначения. Мы встречаем сержанта на полигоне в Донецкой области, где он тренирует прибывших в подразделение новобранцев - вскоре они будут воевать на Торецком направлении. "Например, одно из стратегических направлений держит десантно-штурмовая бригада, у которой есть все средства - и огневые, и мотивированный личный состав. Ее снимают и на ее место приводят бригаду ТРО, у которой кроме стрелкового оружия нет ничего. Это влияет на ситуацию кардинально ", - говорит "Ромео" и добавляет, что ему известно о нескольких подобных случаях.
Такая ситуация возникла в Угледаре, говорит Андрей Назаренко, командир батальона беспилотных систем 72-й отдельной механизированной бригады, которая воевала на Угледарском направлении более двух лет и была истощена российскими штурмами, усилившимися в феврале этого года. С ним мы тоже говорим по видеосвязи. "Больше всего в тот момент мы нуждались в сужении линии фронта. Соответственно, для этого нужно было завести еще одну бригаду, которая бы стала рядом и разделила с нами полосу ответственности", - говорит Назаренко. Попытка заменить подразделение бригадой ТРО оказалась неудачной - "из-за ряда объективных причин", говорит военный. В конце концов 72-ю бригаду вывели из-под Угледара только через месяц после оккупации города.
Изменение наступательной тактики РФ
Повторение подобных ситуаций Александр Павлов из 110-й бригады называет "наступлением на те же грабли". В то же время армия РФ работает над своими ошибками, отмечают военнослужащие, которые держат оборону в Донецкой области. Едва ли не каждый месяц они замечают изменения в наступательной тактике россиян. "Если взять Авдеевку, там было больше техники, - вспоминает Павлов. - Тогда штурмы были такие - условно 30 единиц техники с пехотой заезжают к нам на позиции, техника отступает, пехота лезет".
Россияне адаптировались к изменениям и в Угледаре, где в феврале этого года украинские ударные дроны разбили первую колонну их бронетехники, говорит Андрей Назаренко из 72-й бригады. "Следующая колонна техники была полностью защищена разными РЭБ-системами, и почти ни один наш FPV-дрон во время того штурма не смог ее поразить", - вспоминает Назаренко.
Кроме того, после Авдеевки, за которую шли городские бои, россияне отказались от прямого наступления на большие населенные пункты, отмечает Назаренко. "Они начинают заходить с флангов, перерезая поставки. И когда нет замены пехоты, когда нет подвоза боеприпасов, защита населенного пункта становится невозможной, что и произошло с Угледаром", - говорит военный.
Теперь в Донецкой области россияне наступают преимущественно пехотой, иногда на мотоциклах. Армия РФ обратилась к тактике, используемой бойцами частной военной компании "Вагнер" в Бахмуте, говорит Андрей Зименко, главный сержант 2-й роты 21-го батальона спецназначения. "Заходит первая группа - мы называем ее "верблюдами". Это 5-10 человек, загруженные боекомплектом. Мы их кладем. Заходит вторая группа, такая же. Они могут даже вступать в бой, но они не обучены. И так может быть 3- 4 группы. Они лежат. А потом заходят "рексы", как мы их называем. Пустые, только броня и оружие, максимум два пулемета. БК лежит у них перед носом, на их "мясе", - рассказывает Зименко в перерыве между тренировками новобранцев на полигоне в Донецкой области.
Его слова подтверждает "Зима" из 35-й бригады. "На Кураховском направлении на тактическом уровне у россиян преимущество только в людях. Человеческими жизнями они нащупывают наши слабые места, стыки подразделений, - говорит "Зима". - У нас отношение к имеющемуся человеческому ресурсу иначе - мы стараемся максимально его сохранить".
Человеческий ресурс в ВСУ
На третий год полномасштабной войны украинскому войску критически не хватает людей. А это, в свою очередь, влияет на боеспособность подразделений, убеждены опрошенные DW военные. "Если бы у нас было больше людей, нам не нужно было бы находиться на позициях, например, по пять дней", - говорит боец с позывным "Алекс", оператор БПЛА из 35-й бригады.
Его слова подтверждает "Зима" из 35-й бригады. "На Кураховском направлении на тактическом уровне у россиян преимущество только в людях. Человеческими жизнями они нащупывают наши слабые места, стыки подразделений, - говорит "Зима". - У нас отношение к имеющемуся человеческому ресурсу иначе - мы стараемся максимально его сохранить".
Человеческий ресурс в ВСУ
На третий год полномасштабной войны украинскому войску критически не хватает людей. А это, в свою очередь, влияет на боеспособность подразделений, убеждены опрошенные DW военные. "Если бы у нас было больше людей, нам не нужно было бы находиться на позициях, например, по пять дней", - говорит боец с позывным "Алекс", оператор БПЛА из 35-й бригады.
По словам военных, именно необученные и немотивированные бойцы чаще всего оставляют позиции. Среди тех, кто дезертируют или самовольно покидают воинские части, есть и уставшие и демотивированные добровольцы, отмечают командиры. Это лишь усугубляет проблему с нехваткой людей и обусловленную ею сдачу позиций. В то же время, не стоит перекладывать всю ответственность на солдат, отмечает Роман "Ромео" Коноплянка из 21-го батальона спецназначения.
На морально-психологический дух украинских военнослужащих в значительной степени влияет тактика российского наступления, говорит Николай Варенцов, заместитель командира 68-й отдельной егерской бригады по психологической поддержке персонала. С ним мы встречаемся в тыловом городе Донецкой области. Бригада воевала в этой области в первый год полномасштабного вторжения. А с марта этого года она держит оборону на Покровском направлении. "Я с первых дней в бригаде, мы многое видели. Но столько сил, как враг бросает на захват Донбасса, не было нигде", - говорит Варенцов.
Западные союзники Украины
"Сидя в окопе, я сделал вывод, что лучше всего морально-боевой дух военнослужащего поднимает мощная артподдержка, - продолжает Варенцов. - Я видел глаза военнослужащего, когда враг кроет и из миномета, и из артиллерии. И когда наши начинают давать "ответку". Ребята просто оживают".
Украинская армия зависит от поддержки западных союзников, признают опрошенные DW военнослужащие. Хотя большинство из них не хотят высказываться о потенциальном сворачивании военной помощи в связи с избранием Дональда Трампа президентом США, Александр Павлов из 110-й бригады убежден: в армии все говорят о политике. "По Трампу есть два лагеря - одни поддерживают, другие боятся", - говорит Павлов. "От Трампа можно ждать чего угодно, - размышляет Роман "Ромео" Коноплянка из 21-го батальона спецназначения. - Я думаю, что Трамп будет склонен не к выигрышу одной из сторон, а к заморозке конфликта на определенных условиях. Но ведь мы знаем, к чему приводит заморозка конфликтов".
Тем не менее, в последние месяцы своей каденции Джо Байден разрешил Украине бить дальнобойными ракетами ATACMS по территории РФ. Вскоре после этого Украина использовала их для удара по Курской области. Александр Павлов из 110-й бригады считает, что это разрешение положительно повлияет на ход боевых действий в Донецкой области. Ведь, по его наблюдениям, на фронте уже были ощутимы атаки украинских ударных дронов по нефтеперерабатывающим заводам, складам боекомплекта и авиационной технике в российском тылу. "Я за то, чтобы перерезать им логистические пути, - говорит военный. - Тогда у них здесь будет гораздо меньше движения".
Кроме того, на днях стало известно, что США одобрили снабжение Украины противопехотными минами. В американском минобороны объяснили это изменением тактики наступления россиян - они ведут его не механизированными силами, а пехотой. "Конечно, противопехотные мины нужны", - считает Андрей Назаренко из 72-й бригады. В то же время, он не думает, что этот вид вооружения может заменить артиллерию. "Тактика россиян изменилась, но она не будет закрепляться, - говорит Назаренко. - Мы боремся с их пехотой, а в этот момент их артиллерия наносит поражение по нашим блиндажам. И мы обязательно должны давать ответный удар. Если раньше это удавалось делать с помощью FPV, то на сегодняшний день это гораздо сложнее - враг преобладает в средствах РЭБ и РЭР. Поэтому дальнобойная артиллерия очень важна".
Оборонные укрепления ВСУ
Смена наступательной тактики россиян не отменяет и необходимость в строительстве противотанковых рубежей, считает Андрей Назаренко из 72-й бригады. "Я бы не сказал, что это прошлое, поскольку россияне постоянно комбинируют тактики наступления. Я недавно видел, как на том же донецком направлении шли штурмовые действия на бронированных средствах - 2 танка, 4 МТЛБ. То есть были бы там противотанковые рвы, было бы по-другому", - убежден Назаренко.
Военные не берутся судить, повлияло ли отсутствие хорошо обустроенных укреплений на продвижение россиян в Донецкой области. Ведь, по наблюдениям Александра Павлова из 110-й бригады, линии обороны не всегда могут сдержать наступление. "Еще когда мы стояли в Ласточкино и Орловке, линию обороны копали в районе Елизаветовки. Но она была относительно быстро потеряна", - вспоминает военный.
Военные не берутся судить, повлияло ли отсутствие хорошо обустроенных укреплений на продвижение россиян в Донецкой области. Ведь, по наблюдениям Александра Павлова из 110-й бригады, линии обороны не всегда могут сдержать наступление. "Еще когда мы стояли в Ласточкино и Орловке, линию обороны копали в районе Елизаветовки. Но она была относительно быстро потеряна", - вспоминает военный.
В Донецкой области россияне начали использовать дроны на оптоволокне и совершенствуют средства РЭБ, чтобы сделать невозможными дроновые атаки со стороны украинских подразделений, в свою очередь замечает "Алекс", оператор БПЛА из 35-й бригады.
Необходимые изменения
Поэтому одной из неотложных потребностей являются новые технологии, говорит "Зима". "Но каждая местность имеет свою особенность. И не факт, что новая технология, работавшая на Херсонском направлении, будет работать здесь", - добавляет он. Как и другие офицеры, "Зима", командующий разведывательным взводом, говорит о необходимости пополнения. "Мне нужны интеллектуалы, умеющие быть на ты с электронной техникой", - уточняет он. У командиров пехотных подразделений другое требование к новобранцам - их возраст. "Эти люди должны быть молодыми, - убежден Алексей с позывным "Пегас" из 21 батальона спецназначения. - Я бы брал с 18 лет. А не тех, кому за 50".
В то же время, опрошенные DW военные соглашаются с тем, что украинская армия нуждается в непрерывной поддержке со стороны западных союзников. "Задержки с боеприпасами - это проблематично, потому что артиллерия и миномет - это наша поддержка, - объясняет Андрей Зименко из 21-го батальона. - Пока что у нас четыре воина держат наступление 15-20 россиян. То есть, чтобы у нас было количественное преимущество в силе, нам нужны эти снаряды и мины".
"Если они нас бросят, это просто покажет слабость Запада, который не способен бороться за свои ценности с автократическими государствами", - делает вывод Иван Ермоленко, санитарный инструктор 21-го батальона.
***
«Экономика от Пророка» публикует лишь наиболее важную и интересную информацию о событиях (процессах) в Украине и мире— актуальные новости, аналитику, фотожабы и т.д.