понедельник, 16 декабря 2024 г.

Кто сможет гарантировать Украине безопасность до вступления в НАТО - эксперт

 

Как начало, так и ход российско-украинской войны определялись в значительной мере тем, что у России есть оружие массового уничтожения, а у Украины — нет

Как ни странно, эта эскалаторная ситуация узаконена, кодифицирована и поддерживается одним из самых важных из 191 подписавших его государств всеобъемлющих соглашений современного международного права. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 года позволяет России (фашистское государство, признанное 27.01.15 Верховной Радой страной-агрессором), как официальному ядерному государству, создавать и приобретать атомные боеголовки. В то же время ДНЯО прямо запрещает Украине, как официальному неядерному государству делать то же самое. Также неядерные союзники Украины — от Канады на западе до Японии на востоке — связаны ДНЯО и конвенциями по химическому и биологическому оружию своим статусом чисто обычных военных держав.

Такие оценки озвучил в статье для НВ Андреас Умланд - кандидат исторических и политических наук, аналитик Стокгольмского центра исследований Восточной Европы и главный редактор книжной серии «Советская и постсоветская политика и общество».

Во второй статье ДНЯО для всех, кроме пяти из 191 подписавших его государств установлено: «Каждое не обладающее ядерным оружием государство — участник Договора обязуется не принимать прямо или косвенно ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства или контроль над ними от кого бы то ни было, не производить и не приобретать иным образом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства и не искать и не принимать помощи для производства ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств». Таким образом, ДНЯО препятствовал как сдерживанию Украиной официальной ядерной державы — России, так и обороне Украины от нее.

Будапештский меморандум 1994 года как приложение к ДНЯО

Более того, в начале 1990-х годов формирующееся постсоветское украинское государство обладало третьим по величине арсеналом атомных боеголовок в мире унаследованное от Советского Союза. После провозглашения независимости Украины количество ее ядерного оружия на короткое время превысило сумму оружия массового уничтожения Китая, Франции и Великобритании вместе взятых. Большинство украинских и многие зарубежные наблюдатели сегодня признают, что со стороны Киева было наивно отказаться не только от большинства, но и от всех ядерных материалов, технологий и средств доставки в середине 1990-х годов и не потребовать взамен на этот шаг надежного механизма обороны, такого как членство в НАТО или пакт о взаимопомощи с Соединенными Штатами. Более того, многие украинские боеголовки, ракеты, бомбардировщики и т. д. не были уничтожены в Украине, а переданы России.

Ядерного оружия у Украины было больше, чем у Китая, Франции и Великобритании вместе взятых

В обмен на добровольное ядерное разоружение Киев получил от Москвы письменную гарантию безопасности в виде печально известного Будапештского меморандума, в котором Россия обещала уважать суверенитет и целостность Украины. На последнем саммите Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (до его преобразования в ОБСЕ) в венгерской столице в декабре 1994 года Российская Федерация, Соединенные Штаты и Объединенное Королевство подписали с Украиной судьбоносный «Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия». Этот короткий документ скопировал два аналогичных меморандума, разработанных специально для постсоветских держателей части ядерного арсенала бывшего СССР — Украины, Беларуси и Казахстана. Будучи государствами — депозитариями ДНЯО, Россия (как правопреемница СССР), США и Великобритания стали гарантами границ этих трех бывших российских колоний и советских республик.

В трех Будапештских меморандумах 1994 года основатели ДНЯО обещали Киеву, Минску и Алматы/Астане не оказывать давления на эти постсоветские страны и не нападать на них. Государства — депозитарии ДНЯО дали это обещание в обмен на согласие Украины, Беларуси и Казахстана отказаться на постоянной основе от всех своих военных ядерных потенциалов и присоединиться к режиму нераспространения в качестве государств, не обладающих атомным оружием. Китай и Франция, два других официальных ядерных государства в рамках ДНЯО, выпустили отдельные правительственные заявления, в которых они также заверили Украину, Беларусь и Казахстан в том, что их границы будут уважаться. Эту историю недавно мастерски описала украинская историк-ядерщик Мариана Буджерин из Гарвардского университета в своей книге «Наследуя бомбу: Распад СССР и ядерное разоружение Украины», опубликованной в 2022 году в престижном американском Издательстве Университета Джонса Хопкинса и получившую в 2024 году Премию Уильяма Э. Колби для военных писателей.

Гарантии безопасности или заверения?

В англоязычных названиях трех Будапештских меморандумов говорится, правда, только о заверениях безопасности (security assurances), а не о гарантиях безопасности (security guarantees) со стороны государств — депозитариев ДНЯО для Украины, Беларуси и Казахстана. Эта лингвистическая деталь иногда интерпретируется таким образом, что обещания, данные Вашингтоном, Москвой и Лондоном в 1994 году Киеву, Минску и Алма-Ате/Астане, были не такими уж и обязательными. Поэтому фундаментальное нарушение двадцатилетнего соглашения российской аннексией Крыма в 2014 году и многие аналогичные действия Москвы были, мол, лишь незначительными нарушениями устаревшего обещания в частности и логики режима нераспространения в целом.

Однако наиболее политически значимые официальные переводы меморандума — а именно русско- и украиноязычные версии документа — отличаются от часто цитируемого английского варианта текста. В русском и украинском заголовках Будапештского соглашения говорится не о заверениях, а именно о «гарантиях безопасности». В английской версии Будапештского меморандума Вашингтон и Лондон лишь «заверили» Украине, что не будут оказывать давление на постсоветскую страну или нападать на нее. В отличие от этого, Москва «гарантировала» Киеву территориальную целостность и независимость Украины в русской и украинской версиях документа.

Подрыв Россией логики ДНЯО до войны

Россия начала нарушать Будапештский меморандум и логику международного режима нераспространении ядерного оружия еще до начала войны против Украины и оккупации Крыма в феврале 2014 года. Например, в 2003 году Россия попыталась вторгнуться на территорию Украины с помощью одностороннего и в итоге провалившегося инфраструктурного проекта, который приближался к украинскому острову Тузла в Керченском проливе Черного моря. Десять лет спустя Москва попыталась предотвратить скорое заключение парафированного в 2012 Соглашения об ассоциации между Киевом и Европейским союзом. В течение 2013 года Кремль оказывал сильное экономическое и политическое давление на Киев — поведение, которое прямо запрещено третьей статьей Будапештского меморандума.

В этом контексте можно также вспомнить, что Россия начала нарушать логику режима нераспространения на постсоветском пространстве еще в середине 1990-х годов, задолго до того, как в российской политике взошла звезда Путина. Москва поступила так в отношении другого европейского государства — преемника СССР, Республики Молдова, которая не получила Будапештского меморандума, но, как и Украина, присоединилась к ДНЯО в 1994 году в качестве государства, не обладающего ядерным оружием. В том же году Кишинев подписал соглашение с Москвой о выводе российских войск и роспуске поддерживаемой Москвой и непризнанной т.н. «Приднестровской Молдавской Республики» на востоке Молдовы. Спустя 30 лет ни одно из этих обязательств ядерного государства Россия перед неядерным государством Молдова так и не было выполнено.

Аналогичная история разворачивается с конца 2000-х годов в Грузии, которая также присоединилась к ДНЯО в качестве неядерного государства в 1994 году. По окончании российско-грузинской пятидневной войны в августе 2008 года Россия подписала с Грузией соглашение о прекращении огня, так называемый «план Саркози», который обязывал Москву вывести свои войска из Грузии. Однако, вопреки своему письменному обещанию 2008 года, Россия оставила часть своих вооруженных сил на грузинской территории. Более того, Москва признала два сепаратистских региона Грузии, Абхазию и «Южную Осетию» (т. е. Цхинвальский регион), независимыми государствами — в явном противоречии с логикой режима нераспространения, в котором официально участвуют и Россия, и Грузия.

Правда, продолжающееся нарушение территориальной целостности Молдовы, Грузии и Украины обусловлено в первую очередь большей военной мощью России в области обычных, а не ядерных вооружений. Тем не менее, наличие у Москвы атомного оружия и отсутствие оружия массового поражения у Кишинева, Тбилиси и Киева является важным фактором, обуславливающим экспансионистское поведение Кремля на протяжении последних 30 лет. Не обладая своей огромной атомной мощью, Россия бы действовала гораздо осторожнее при размещении своих обычных вооруженных сил в странах, где эти войска нежеланны.

Более того, вопреки громким заявлениям Кремля, агрессивные действия Москвы и российские оккупаций лишь отчасти связаны с международными и/или внутренними делами Молдовы, Грузии и Украины. Российские войска незаконно размещены на территории двух официальных кандидатов на вступление в НАТО — Грузии и Украины, но также на территории официально нейтральной Республики Молдова, которая, согласно её действующей с 1994 года Конституции, не может вступить в НАТО и не допускает иностранных войск на свою территорию. Российский захват Приднестровья, Абхазии и «Южной Осетии» продолжается десятилетиями, независимо от пророссийской или прозападной позиции сменяющихся лидеров Молдовы и Грузии. Были ли правители в Кишиневе и Тбилиси коммунистическими или националистическими, были ли они дружественными или враждебными по отношению к Москве — всё это мало влияло на частичную оккупацию Россией территорий Молдовы и Грузии в нарушение международного права. Так было и остается несмотря на то, что эти территории подпадают под действие ДНЯО и множество других договоров, которые подписали Россия, Грузия и Молдова.

То же самое относится и к поведению России в отношении Украины. Многие наблюдатели сегодня забывают, что Москва активизировала свою некинетическую «гибридную» войну против украинского государства еще до 2014 года и начала военное завоевание Крыма 20 февраля 2014 года. В эти периоды Украиной управлял откровенно пророссийский политик Виктор Янукович. Промосковский Президент Украины находился у власти, когда Россия оказывала сильное экономическое и политическое давление на Украину в 2013 году, что запрещено Будапештским меморандумом. Янукович также находился у власти, когда Россия начала незаконно оккупировать украинский полуостров Крым в феврале 2014 года — действие, также запрещенное Будапештским меморандумом. Янукович покинул свой президентский кабинет, Киев и, наконец, Украину в направлении России только после того, как российские регулярные войска уже начали силовой захват юга Украины.

Как Москва перевернула логику нераспространения

С февраля 2014 года Россия не только все более безжалостно атакует Украину военными и невоенными средствами, регулярными и нерегулярными вооруженными силами. Москва также все более нагло и демонстративно нарушает гарантии безопасности, которые она дала Киеву в Будапештском меморандуме 1994 года. Действия Москвы противоречат глобальной логике режима нераспространения, действующего с 1970 года, и сводят на нет смысл ДНЯО.

Наряду с конвенциями по биологическому и химическому оружию ДНЯО сегодня является центральным компонентом глобальной системы безопасности, основанной на ООН. Помимо его письменных положений, очевидной функцией ДНЯО является сохранение границ и территорий неядерных государств — особенно по отношению к пяти официальным государствам, обладающим ядерным оружием. В своем введении ДНЯО напоминает, что «государства [подписавшие договор] должны воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций, в соответствии с Уставом ООН». ДНЯО позволяет временное обладание ядерным оружием пятью странами, которые также являются постоянными членами Совета Безопасности ООН. Договор направлен на снижение риска межгосударственной войны в целом и использования атомного оружия в качестве инструмента агрессивной внешней политики, в частности.

Являясь государством-основателем и депозитарием ДНЯО, а также гарантом нерушимости границ Украины в Будапештском меморандуме, Москва теперь перевернула смысл режима нераспространения на противоположное: Разрешение ДНЯО на обладание Россией ядерным оружием помогает Москве вести экспансионистскую и геноцидальную войну против Украины. А запрет ДНЯО на обладание Украиной ядерным оружием не позволил Киеву эффективно сдерживать и отражать российское нападение.

ДНЯО позволил Москве угрожать атомным уничтожением и ядерной зимой не только Украине, но и ее союзникам, а особенно неядерным государствам, если они продолжат поддерживать украинское сопротивление территориальной экспансии России и её террору против мирного населения Украины. Разрешение ДНЯО на обладание Россией ядерным оружием означает с 2014 года и будет означать в обозримом будущем, что обычная военная поддержка Украины странами, уважающими международное право, будет затруднена, так как они опасаются ядерного возмездия Москвы. Это ограничение помощи украинской самообороне касается как иностранных поставок Украине определенных обычных военных технологий, таких как немецкие крылатые ракеты «Таурус», так и размещения союзных войск на украинской территории по желанию Киева, будь то от НАТО, ЕС или от неформальной коалиции дружественных Украине государств.

Если бы Киев в 2014 году обладал ядерным оружием, Россия, скорее всего, бы не напала на Украину и не рискнула бы, что российские города будут стерты с лица земли, как это случилось с Хиросимой и Нагасаки в августе 1945 года. А если бы у России не было атомного оружия на момент начала вторжения в 2014 году, западные союзники, скорее всего, пришли бы на прямую помощь Украине. Коалиция друзей Киева, вероятно, освободила бы аннексированный Крым и оккупированные части Донбасса в 2014 или 2015 годах, подобно тому, как коалиция во главе с США сделала это в Кувейте в 1991 году, который был оккупирован и аннексирован Ираком за год до этого. Таким образом, правила, установленные в ДНЯО, способствовали началу территориальной экспансии и геноцидной войны России в 2014 году и ослабили последующую решимость международного сообщества обратить вспять российский захват украинских земель.

Выводы и рекомендации

Договор о нераспространении ядерного оружия вступил в силу в 1970 году. С тех пор легитимность ДНЯО обусловлена тем, что он способствует ограничению возникновения и эскалации войн и предотвращению применения ядерного оружия в агрессивных целях. Однако сегодня, в условиях экспансионистской и геноцидальной войны России против Украины, договор имеет совершенно иной эффект. С 2023 года подрыв логики режима ядерного нераспространения усугубляется все более активным вовлечением в российско-украинскую войну Северной Кореи — ядерного государства, не являющегося участником ДНЯО. Хотя или именно потому, что Украине запрещено обладать атомным оружием в соответствии с ДНЯО, она теперь подвергается нападению со стороны двух стран, которые — более или менее легально — обладают ядерным оружием.

В деформации режима нераспространения Россию поддерживают и другие государства, подписавшие ДНЯО. Официальное ядерное государство Китай и — по крайней мере, пока — неядерный Иран активно поддерживают Россию в ее военных начинаниях, предоставляя военную, гражданскую и/или двойного назначения помощь. Своей материальной поддержкой российской войны против Пекин, в частности, противоречит «Декларации правительства Китая о гарантиях безопасности Украины от 4 декабря 1994 года». В этом историческом документе, который был передан на хранение Генеральной Ассамблее ООН, Пекин 30 лет назад заверил Киев в связи с Будапештским меморандумом и решением Украины стать неядерным государством в рамках ДНЯО, что Китай «полностью понимает желание Украины получить заверение безопасности. […] Китайское правительство всегда выступало против осуществления политического, экономического или иного давления в международных отношениях. Оно считает, что споры и разногласия должны решаться мирным путем на основе консультаций между равными. […] Китай признает и уважает независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины».

Беларусь подписала свой собственный Будапештский меморандум с США, Великобританией и РФ в 1994 году. Тем не менее, сегодня Беларусь позволяет России размещать на своей территории не только обычные войска, но и ядерное оружие. Минск поддерживает Москву во многих других отношениях в ее нападении на Украину. Беларусь таким образом также помогает подрывать антивоенные намерения, лежащие в основе ДНЯО 1968 года и трех Будапештских меморандумов 1994 года.

Индия, как и Северная Корея, является государством с ядерным оружием, не входящим в ДНЯО, и, по крайней мере, риторически поддерживает Украину. Тем не менее, с 2022 года Индия стала важным торговым партнером России. Таким образом, Нью-Дели также косвенно способствует ослаблению международного доверия к логике нераспространения.

В свете этих и подобных недавних событий функционирование и будущее ДНЯО сегодня тесно связано с ходом, результатами и последствиями российско-украинской войны. Учитывая высокую значимость режима нераспространения для человечества, можно рекомендовать заинтересованным в его сохранении сторонам следующие шесть действий:

1. Все подписавшие ДНЯО стороны, заинтересованные в его сохранении, должны оказать максимальную военную и невоенную помощь неядерному государству Украина в пределах своих возможностей, чтобы Киев смог одержать убедительную победу на поле боя и освободить свои территории, незаконно оккупированные ядерным государством Россия.

2. Все подписавшие ДНЯО государства, заинтересованные в его сохранении, должны потребовать немедленного прекращения угроз Москвы о ядерной эскалации и предупредить Россию и ее союзников, что такая эскалация вызовет решительный военный и невоенный отпор.

3. Все государства, подписавшие ДНЯО и заинтересованные в его сохранении, должны более эффективно, чем прежде, применять санкции и публично осуждать ядерные государства — Россию и Северную Корею, пока они продолжают свою экспансионистскую войну против неядерного государства Украина. Тот же механизм должен применяться к продолжающейся оккупации РФ части неядерных государств Молдова и Грузия.

4. Все страны, подписавшие ДНЯО и заинтересованные в его сохранении, должны настаивать на справедливом мире для Украины, включая полное восстановление ее территориальной целостности, уважение ее национального суверенитета, возвращение всех военнопленных и депортированных гражданских лиц, включая детей, и компенсацию за разрушение Украины на основе российских репараций.

5. Все неправительственные организации, компании и частные лица, выступающие за сохранение режима нераспространения, должны использовать все имеющиеся в их распоряжении средства для достижения победы и восстановления неядерного государства Украина и публично осудить ядерные государства Россия и Северная Корея и применить к ним санкции всеми имеющимися в их распоряжении средствами.

6. Соединенные Штаты и Великобритания, как соучредители Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года и соавторы Будапештского меморандума 1994 года, несут особую ответственность перед Украиной. Поэтому Вашингтон и Лондон должны предложить Киеву преобразовать свои 30-летние заверения о безопасности в трехсторонний пакт о взаимопомощи. Этот военный союз должен защищать Украину до ее вступления в НАТО, а также способствовать передаче союзникам Украины ее растущие новые оборонные разработки и знания. Всем остальным странам, подписавшим ДНЯО, следует предложить присоединиться к этому временному оборонному соглашению между США, Великобританией и Украиной и тем самым внести свой вклад в поддержку логики режима нераспространения ядерного оружия.




***

«Экономика от Пророка» публикует лишь наиболее важную и/или интересную информацию о событиях (процессах) в Украине и мире— актуальные новости, аналитику, фотожабы и т.д.

Ссылка на наш Telegram-канал  - t.me/fZ6RyCvmpgIwNjEy

Комментариев нет:

Отправить комментарий