Бюджетный пакет - 2016 сильно снижает налоговую нагрузку и "оставляет" бизнесу 100 млрд. Но поможет ли это украинской экономике?
24 декабря 2015 года Верховная Рада приняла пакет законов, критично важных для получения третьего транша кредита МВФ ($1,7 млрд). Так называемый бюджетный пакет - 2016 включает Закон о бюджете 2016 года с плановым дефицитом на уровне 3,7% ВВП, изменения в Налоговый кодекс и несколько других законов, направленных на запуск структурных реформ в зависимых от бюджета секторах.
В число самых важных изменений в налоговом законодательстве входят:
снижение ставки единого социального взноса, уплачиваемого работодателем, с 41% до в среднем 22%;
отмена единого социального взноса, уплачиваемого работниками (раньше 3,6%);
введение плоской ставки налога на доходы физических лиц, равной 18% (против 15/20% раньше);
отмена специального режима НДС для агропредприятий и одновременное возобновление возмещения НДС с экспорта зерна с переходным периодом в 2016 году;
снижение налогов на газодобычу;
отмена специального импортного сбора в размере 5-10%;
повышение акциза на топливо, табак и алкоголь на 13, 40 и 50-100% соответственно;
введение немного более жестких критериев использования упрощенной системы налогообложения и небольшое повышение соответствующих налоговых ставок.
Упавший ЕСВ
В результате дискуссии в парламенте ставки основных налогов остались близки к первоначальному предложению правительства (все ставки на уровне 20%). Однако расширение налоговой базы оказалось далеко не таким существенным, как планировалось в правительственном проекте, в частности, в вопросе использования системы упрощенного налогообложения. Тем не менее с макроэкономической точки зрения изменения в налоговое законодательство являются шагом в правильном направлении, поскольку снижают чрезмерную налоговую нагрузку на зарплаты, которая мотивировала выплату зарплаты "в конвертах", а также расширяют налоговую базу, хотя и в меньшей мере, чем необходимо.
По версии рейтинга ведения бизнеса (Doing Business), Украина входит в пятерку стран с самой высокой в мире нагрузкой на оплату труда вместе с Францией, Бельгией, Китаем и Италией. Согласно нашим подсчетам, снижение ставки ЕСВ работодателя и отмена ЕСВ работника уменьшит налоговую нагрузку на оплату труда (согласно терминологии ОЭСР) с 43 до 34%, что сделает Украину более привлекательной в этом аспекте, чем Чехия, Словакия или Польша, не говоря уже о развитых странах ЕС.
Подсчеты для Украины сделаны, основываясь на средней валовой зарплате (перед уплатой налогов) 4000 грн в месяц. При новых налоговых ставках общие расходы на оплату труда (labor costs) равняются 4880 грн = 4000 грн + 22% ЕСВ*4000 грн. Чистая зарплата, получаемая "на руки" работниками, равняется 3220 грн = 4000 грн - 18% налога на доходы физических лиц*4,000 грн - 1,5% военного сбора*4000 - 0% уплачиваемого работником ЕСВ*4000. Разница между общими расходами на оплату труда и чистой зарплатой (tax wedge) равна 1660 грн = 4880 грн - 3220 грн, то есть налоговая нагрузка составляет 34% = 1660 грн / 4880 грн.
В результате снижения ЕСВ существенно уменьшится и общая налоговая нагрузка на бизнес. Используя методологию рейтинга Doing Business, видим, что общая ставка налога, уплачиваемого средним украинским предприятием, снизится на треть (или на 18 процентных пунктов), до 34% от прибыли перед уплатой налогов (commercial profit согласно методологии Doing Business), что ниже среднего значения по миру 40,8% и ниже показателя многих стран Центральной и Восточной Европы, в том числе Польши, Румынии, Венгрии и других. Как следствие, Украина может подняться на 50 ступеней, к 58-му месту в компоненте "уплата налогов" рейтинга Doing Business.
*Количество налогов и обязательных взносов, уплачиваемых предприятием во второй год деятельности как доля прибыли перед уплатой налогов. Согласно Doing Business, прибыль перед уплатой налогов (commercial profit) равна выручке от реализации продукции минус себестоимость проданной продукции, минус зарплата брутто, минус административные расходы, минус другие расходы, минус увеличение резервов (provisions) плюс выручка от продажи недвижимости, минус платежи по кредитам, плюс проценты по депозитам и минус амортизация (подсчитана по методологии Doing Business). Источники: Всемирный банк, подсчеты автора для Украины
Перераспределение ресурсов
Более низкая ставка ЕСВ вызовет снижение доходов сектора государственного управления приблизительно на 100 млрд грн (при отсутствии позитивного эффекта от возможной легализации теневых зарплат). По нашим оценкам, в совокупности другие изменения в налоговом законодательстве будут иметь лишь минимальное влияние на доходы бюджета. Таким образом, большая часть падения доходов от снижения ставки ЕСВ будет компенсироваться за счет расходной части бюджета, а именно ряда мер, которые должны заложить фундамент для более глубоких структурных реформ в таких неэффективных и склонных к коррупции сферах, как социальная поддержка населения, здравоохранение и образование. Таким образом, по нашим предварительным оценкам, новое законодательство перераспределит около 3,0-4,0% ожидаемого ВВП из государственного в частный сектор экономики.
Такое перераспределение должно благоприятно сказаться на украинской экономике - государственный сектор обычно использует экономические ресурсы менее эффективно, чем частный, особенно в странах со слабыми институциями. Предприятия, получившие дополнительный ресурс благодаря более низкому налогообложению, смогут использовать его несколькими способами:
повысить зарплату работникам, таким образом поддерживая конечное потребление домохозяйств;
полностью или частично легализировать "серые" зарплаты, таким образом вернув часть ресурсов в государственный бюджет;
убыточным предприятиям, которых на сегодняшний день большинство, снижение налоговой нагрузки поможет продолжить работу в сложных экономических условиях без жестких ограничений расходов и/или производства;
прибыльные предприятия смогут инвестировать дополнительный ресурс.
Однако нельзя исключать, что некоторые предприятия будут выводить дополнительную прибыль за границу.
Несмотря на существующий потенциал для легализации зарплаты, этот процесс, скорее всего, будет долгим, учитывая низкий уровень доверия к государственным органам в Украине и отсутствие дополнительных “штрафов” за зарплаты "в конвертах".
Таким образом, основная часть перераспределенных ресурсов, вероятно, останется в частном секторе, поддерживая предпринимательскую активность. Сложно оценить, какой именно путь использования ресурса (из перечисленных выше) выберет большинство предприятий. Учитывая сложные экономические условия в Украине и ухудшающуюся внешнюю ситуацию, доля компаний, которые решатся инвестировать полученные ресурсы, вряд ли будет существенной. Значит, в краткосрочной перспективе перераспределение ресурсов будет поддерживать экономическую активность, помогая местному бизнесу избежать жестких ограничений расходов (хотя отток капитала также может увеличиться в результате вывода средств за границу).
В то же время в среднесрочной перспективе оно должно способствовать росту инвестиций и потребления.
Шаг вперед
Хотя "бюджетный пакет - 2016" в целом несет позитивные последствия для украинской экономики, его следует рассматривать только как один из необходимых шагов. Связанные с бюджетом сектора требуют глубоких структурных реформ, которые позволят расходовать бюджетные средства более эффективно. Перечень этих реформ включает (но не ограничивается):
внедрение оценки доходов при начислении социальной помощи;
перестройку секторов здравоохранения и образования;
реформу несостоятельной пенсионной системы.
Без этих мер дальнейшее существенное снижение налоговой нагрузки может произойти лишь за счет роста бюджетного дефицита и макроэкономической нестабильности.
Doing rating
Многое следует сделать и в других направлениях. Хотя уменьшение ЕСВ улучшит позицию Украины в одном из девяти компонентов рейтинга Doing Business, оно окажет лишь минимальное влияние на общий рейтинг Украины, повысив его только на 4 позиции (83-е место среди 189 стран в последней редакции рейтинга за 2016 год). Налоговая нагрузка является гораздо менее важной проблемой для местного и международного бизнеса, чем коррупция и слабая защита прав собственности. На самом деле, если посмотреть на расстояние к странам-лидерам в каждом компоненте рейтинга (так называемая удаленность от передового рубежа), то Украина имеет хорошие показатели по регистрации предприятий (94% от уровня лидера в этом компоненте), доступу к кредитным ресурсам (75%) и налогообложению (71%). Но в вопросах разрешения неплатежеспособности и защиты прав миноритарных инвесторов Украине очень далеко до лидеров рейтинга. Таким образом, даже с самой либеральной в мире налоговой системой экономика вряд ли сможет привлечь значительные инвестиции без внушительного прогресса в таких критически важных областях, как обеспечение исполнения контрактов и корпоративное управление.
Елена Белан, главный экономист Dragon Capital, член редколлегии VoxUkraine, ЛIГАБiзнесIнформ
Напомню, 25 декабря прошлого года около 4 часов ночи Верховная Рада приняла бюджет на 2016 год. За проголосовали 263 депутата. Проект бюджета не поддержали фракции «Батькивщина, «Оппоблок» и лишь один голос дала «Самопомич». Перед голосованием за бюджет Верховная Рада приняла многочисленные изменения в налоговое законодательство.
Также 25 декабря народный депутат Николай Томенко объявил о решении выйти из фракции Блока Петра Порошенко и из состава парламентской коалиции тоже. Такой резонансный поступок Томенко объяснил процессом принятия государственного бюджета на следующий год. "У них (римо-католиков) вчера был Святвечер, у нас был вечер лицемерия и лжи… То, что произошло вчера, – это не то, что не к лицу европейскому парламенту, а это позор, от которого парламент должен избавляться", - заявил нардеп.
24 декабря 2015 года Верховная Рада приняла пакет законов, критично важных для получения третьего транша кредита МВФ ($1,7 млрд). Так называемый бюджетный пакет - 2016 включает Закон о бюджете 2016 года с плановым дефицитом на уровне 3,7% ВВП, изменения в Налоговый кодекс и несколько других законов, направленных на запуск структурных реформ в зависимых от бюджета секторах.
В число самых важных изменений в налоговом законодательстве входят:
снижение ставки единого социального взноса, уплачиваемого работодателем, с 41% до в среднем 22%;
отмена единого социального взноса, уплачиваемого работниками (раньше 3,6%);
введение плоской ставки налога на доходы физических лиц, равной 18% (против 15/20% раньше);
отмена специального режима НДС для агропредприятий и одновременное возобновление возмещения НДС с экспорта зерна с переходным периодом в 2016 году;
снижение налогов на газодобычу;
отмена специального импортного сбора в размере 5-10%;
повышение акциза на топливо, табак и алкоголь на 13, 40 и 50-100% соответственно;
введение немного более жестких критериев использования упрощенной системы налогообложения и небольшое повышение соответствующих налоговых ставок.
Упавший ЕСВ
В результате дискуссии в парламенте ставки основных налогов остались близки к первоначальному предложению правительства (все ставки на уровне 20%). Однако расширение налоговой базы оказалось далеко не таким существенным, как планировалось в правительственном проекте, в частности, в вопросе использования системы упрощенного налогообложения. Тем не менее с макроэкономической точки зрения изменения в налоговое законодательство являются шагом в правильном направлении, поскольку снижают чрезмерную налоговую нагрузку на зарплаты, которая мотивировала выплату зарплаты "в конвертах", а также расширяют налоговую базу, хотя и в меньшей мере, чем необходимо.
По версии рейтинга ведения бизнеса (Doing Business), Украина входит в пятерку стран с самой высокой в мире нагрузкой на оплату труда вместе с Францией, Бельгией, Китаем и Италией. Согласно нашим подсчетам, снижение ставки ЕСВ работодателя и отмена ЕСВ работника уменьшит налоговую нагрузку на оплату труда (согласно терминологии ОЭСР) с 43 до 34%, что сделает Украину более привлекательной в этом аспекте, чем Чехия, Словакия или Польша, не говоря уже о развитых странах ЕС.
Подсчеты для Украины сделаны, основываясь на средней валовой зарплате (перед уплатой налогов) 4000 грн в месяц. При новых налоговых ставках общие расходы на оплату труда (labor costs) равняются 4880 грн = 4000 грн + 22% ЕСВ*4000 грн. Чистая зарплата, получаемая "на руки" работниками, равняется 3220 грн = 4000 грн - 18% налога на доходы физических лиц*4,000 грн - 1,5% военного сбора*4000 - 0% уплачиваемого работником ЕСВ*4000. Разница между общими расходами на оплату труда и чистой зарплатой (tax wedge) равна 1660 грн = 4880 грн - 3220 грн, то есть налоговая нагрузка составляет 34% = 1660 грн / 4880 грн.
В результате снижения ЕСВ существенно уменьшится и общая налоговая нагрузка на бизнес. Используя методологию рейтинга Doing Business, видим, что общая ставка налога, уплачиваемого средним украинским предприятием, снизится на треть (или на 18 процентных пунктов), до 34% от прибыли перед уплатой налогов (commercial profit согласно методологии Doing Business), что ниже среднего значения по миру 40,8% и ниже показателя многих стран Центральной и Восточной Европы, в том числе Польши, Румынии, Венгрии и других. Как следствие, Украина может подняться на 50 ступеней, к 58-му месту в компоненте "уплата налогов" рейтинга Doing Business.
*Количество налогов и обязательных взносов, уплачиваемых предприятием во второй год деятельности как доля прибыли перед уплатой налогов. Согласно Doing Business, прибыль перед уплатой налогов (commercial profit) равна выручке от реализации продукции минус себестоимость проданной продукции, минус зарплата брутто, минус административные расходы, минус другие расходы, минус увеличение резервов (provisions) плюс выручка от продажи недвижимости, минус платежи по кредитам, плюс проценты по депозитам и минус амортизация (подсчитана по методологии Doing Business). Источники: Всемирный банк, подсчеты автора для Украины
Перераспределение ресурсов
Более низкая ставка ЕСВ вызовет снижение доходов сектора государственного управления приблизительно на 100 млрд грн (при отсутствии позитивного эффекта от возможной легализации теневых зарплат). По нашим оценкам, в совокупности другие изменения в налоговом законодательстве будут иметь лишь минимальное влияние на доходы бюджета. Таким образом, большая часть падения доходов от снижения ставки ЕСВ будет компенсироваться за счет расходной части бюджета, а именно ряда мер, которые должны заложить фундамент для более глубоких структурных реформ в таких неэффективных и склонных к коррупции сферах, как социальная поддержка населения, здравоохранение и образование. Таким образом, по нашим предварительным оценкам, новое законодательство перераспределит около 3,0-4,0% ожидаемого ВВП из государственного в частный сектор экономики.
Такое перераспределение должно благоприятно сказаться на украинской экономике - государственный сектор обычно использует экономические ресурсы менее эффективно, чем частный, особенно в странах со слабыми институциями. Предприятия, получившие дополнительный ресурс благодаря более низкому налогообложению, смогут использовать его несколькими способами:
повысить зарплату работникам, таким образом поддерживая конечное потребление домохозяйств;
полностью или частично легализировать "серые" зарплаты, таким образом вернув часть ресурсов в государственный бюджет;
убыточным предприятиям, которых на сегодняшний день большинство, снижение налоговой нагрузки поможет продолжить работу в сложных экономических условиях без жестких ограничений расходов и/или производства;
прибыльные предприятия смогут инвестировать дополнительный ресурс.
Однако нельзя исключать, что некоторые предприятия будут выводить дополнительную прибыль за границу.
Несмотря на существующий потенциал для легализации зарплаты, этот процесс, скорее всего, будет долгим, учитывая низкий уровень доверия к государственным органам в Украине и отсутствие дополнительных “штрафов” за зарплаты "в конвертах".
Таким образом, основная часть перераспределенных ресурсов, вероятно, останется в частном секторе, поддерживая предпринимательскую активность. Сложно оценить, какой именно путь использования ресурса (из перечисленных выше) выберет большинство предприятий. Учитывая сложные экономические условия в Украине и ухудшающуюся внешнюю ситуацию, доля компаний, которые решатся инвестировать полученные ресурсы, вряд ли будет существенной. Значит, в краткосрочной перспективе перераспределение ресурсов будет поддерживать экономическую активность, помогая местному бизнесу избежать жестких ограничений расходов (хотя отток капитала также может увеличиться в результате вывода средств за границу).
В то же время в среднесрочной перспективе оно должно способствовать росту инвестиций и потребления.
Шаг вперед
Хотя "бюджетный пакет - 2016" в целом несет позитивные последствия для украинской экономики, его следует рассматривать только как один из необходимых шагов. Связанные с бюджетом сектора требуют глубоких структурных реформ, которые позволят расходовать бюджетные средства более эффективно. Перечень этих реформ включает (но не ограничивается):
внедрение оценки доходов при начислении социальной помощи;
перестройку секторов здравоохранения и образования;
реформу несостоятельной пенсионной системы.
Без этих мер дальнейшее существенное снижение налоговой нагрузки может произойти лишь за счет роста бюджетного дефицита и макроэкономической нестабильности.
Doing rating
Многое следует сделать и в других направлениях. Хотя уменьшение ЕСВ улучшит позицию Украины в одном из девяти компонентов рейтинга Doing Business, оно окажет лишь минимальное влияние на общий рейтинг Украины, повысив его только на 4 позиции (83-е место среди 189 стран в последней редакции рейтинга за 2016 год). Налоговая нагрузка является гораздо менее важной проблемой для местного и международного бизнеса, чем коррупция и слабая защита прав собственности. На самом деле, если посмотреть на расстояние к странам-лидерам в каждом компоненте рейтинга (так называемая удаленность от передового рубежа), то Украина имеет хорошие показатели по регистрации предприятий (94% от уровня лидера в этом компоненте), доступу к кредитным ресурсам (75%) и налогообложению (71%). Но в вопросах разрешения неплатежеспособности и защиты прав миноритарных инвесторов Украине очень далеко до лидеров рейтинга. Таким образом, даже с самой либеральной в мире налоговой системой экономика вряд ли сможет привлечь значительные инвестиции без внушительного прогресса в таких критически важных областях, как обеспечение исполнения контрактов и корпоративное управление.
Елена Белан, главный экономист Dragon Capital, член редколлегии VoxUkraine, ЛIГАБiзнесIнформ
Напомню, 25 декабря прошлого года около 4 часов ночи Верховная Рада приняла бюджет на 2016 год. За проголосовали 263 депутата. Проект бюджета не поддержали фракции «Батькивщина, «Оппоблок» и лишь один голос дала «Самопомич». Перед голосованием за бюджет Верховная Рада приняла многочисленные изменения в налоговое законодательство.
Также 25 декабря народный депутат Николай Томенко объявил о решении выйти из фракции Блока Петра Порошенко и из состава парламентской коалиции тоже. Такой резонансный поступок Томенко объяснил процессом принятия государственного бюджета на следующий год. "У них (римо-католиков) вчера был Святвечер, у нас был вечер лицемерия и лжи… То, что произошло вчера, – это не то, что не к лицу европейскому парламенту, а это позор, от которого парламент должен избавляться", - заявил нардеп.