Полсрока
пятого президента Украины пролетели,
как один день. Казалось, еще вчера
во время торжественного приема
в Мыстецьком арсенале он поднимал
бокал за свою победу. А сегодня
хронометр уже безжалостно отсчитывает
дни, оставшиеся до конца его каденции.
Во время инаугурации мне встретился экс-премьер Валерий Пустовойтенко, руководивший Кабмином в 1997–1999 годах, пишет сегодня в блогах «Нового времени» нардеп Сергей Лещенко. Как раз в то время начиналась политическая карьера винницкого бизнесмена Петра Порошенко. Речь зашла о его первом избрании депутатом, когда Порошенко с перевесом в 56 голосов попал по мажоритарке в Раду по Виннице. “Он вошел в СДПУ (о), потому что бизнес всегда находится в зависимости от власти”,— вспоминал Пустовойтенко.
“То есть Порошенко ушел в политику, чтобы помогать бизнесу?” — переспросил я. “Ну конечно”,— ответил экс-премьер.
Тот разговор оказался вещим — половина президентского срока Порошенко прошла в непрерывном конфликте интересов, который он для себя так и не разрешил. Кто он — политик или бизнесмен? К чему стремится — попасть в учебники истории как самый успешный президент или в рейтинги Forbes как самый быстрорастущий олигарх? Он хочет и то и другое, но так не бывает.
Объявленная весной 2015‑го деолигархизация закончилась сговором с членами клуба, а борьба с кланами — созданием собственного, где роли распределяются согласно пропускам на четвертый этаж Администрации президента: Игорь Кононенко отвечает за госпредприятия, Александр Грановский — за силовиков и суды, Олег Гладковский — за военный заказ, Макар Пасенюк — за легализацию денег через покупку активов, ценные бумаги и зарубежные юрисдикции.
Люди с кармой реформаторов стройными рядами оставляют власть, при этом происходит наступление на политиков и активистов, борющихся с коррупцией. Реформы налоговой и таможни закончились провалом. Порошенко хорошо знает, как деградировала система, но предпочитает сохранять статус-кво. Апогей этого провала — расследование, показавшее: на президентском Пятом канале до сих пор выдают зарплату в конвертах.
Пока в обществе падает поддержка Порошенко, сокращается и его способность проводить реформы. Вряд ли нам удастся добиться фейерверка изменений в течение второй половины его президентства, поэтому следует сосредоточиться на нескольких целях. Первое — поменять закон о выборах. Действующая система позволила Януковичу узурпировать власть, а Порошенко — построить коррупционную вертикаль.
Второе — укрепление новых антикоррупционных органов. НАБУ должно получить право на прослушку и отдельный независимый суд. Конфликт между Антикоррупционным бюро и антикоррупционным прокурором Холодницким нужно прекратить любой ценой, иначе это разрушит соответствующую реформу изнутри. Сложнее с Нацагентством противодействия коррупции, оказавшимся под политическим влиянием властей,— его стоит взять под контроль общественности.
Следует добиться перезагрузки Генеральной прокуратуры и назначения независимого руководителя Государственного бюро расследований, иначе мы получим еще один филиал Администрации президента по обслуживанию политических прихотей своих кураторов.
В условиях парламентско-президентской республики Порошенко должен отказаться от несвойственных ему функций и делегировать их парламенту, чтобы посредством широкого политического диалога именно Рада превратилась в центр принятия политических решений. При этом максимальная вовлеченность гражданского общества может стать единственным барьером от сползания страны в популизм.
Отказ Порошенко от идеи баллотироваться на второй срок мог бы раскрыть перед ним новые возможности для реформ. Это восстановило бы доверие граждан, снизило градус противостояния. Только готовность Порошенко к такому шагу вызывает большие сомнения. А значит — впереди нас ждет борьба за власть, которая после себя камня на камне не оставит.
***
Напомню, в начале этого месяца Лещенко заявил, что приказ «наехать» на него в связи с его квартирой НАПК получило от Порошенко.
А в минувшем месяце Лещенко сообщил, что политическая проститутка Ляшко принялся в последнее время «мочить» Тимошенко, продавшись Порошенко за 30 сребреников.
******
Во время инаугурации мне встретился экс-премьер Валерий Пустовойтенко, руководивший Кабмином в 1997–1999 годах, пишет сегодня в блогах «Нового времени» нардеп Сергей Лещенко. Как раз в то время начиналась политическая карьера винницкого бизнесмена Петра Порошенко. Речь зашла о его первом избрании депутатом, когда Порошенко с перевесом в 56 голосов попал по мажоритарке в Раду по Виннице. “Он вошел в СДПУ (о), потому что бизнес всегда находится в зависимости от власти”,— вспоминал Пустовойтенко.
“То есть Порошенко ушел в политику, чтобы помогать бизнесу?” — переспросил я. “Ну конечно”,— ответил экс-премьер.
Тот разговор оказался вещим — половина президентского срока Порошенко прошла в непрерывном конфликте интересов, который он для себя так и не разрешил. Кто он — политик или бизнесмен? К чему стремится — попасть в учебники истории как самый успешный президент или в рейтинги Forbes как самый быстрорастущий олигарх? Он хочет и то и другое, но так не бывает.
Объявленная весной 2015‑го деолигархизация закончилась сговором с членами клуба, а борьба с кланами — созданием собственного, где роли распределяются согласно пропускам на четвертый этаж Администрации президента: Игорь Кононенко отвечает за госпредприятия, Александр Грановский — за силовиков и суды, Олег Гладковский — за военный заказ, Макар Пасенюк — за легализацию денег через покупку активов, ценные бумаги и зарубежные юрисдикции.
Эти
два с половиной года были не только
негативом. На первую половину каденции
Порошенко выпало начало работы новых
антикоррупционных органов, запуск
электронных деклараций, реформа Нафтогаза
и старт ProZorro. Правда, все это произошло
не благодаря, а вопреки —
без давления западных доноров эти
реформы заглохли бы на полпути,
как произошло с госслужбой
или судами.
Он сконцентрировал в руках контроль
над органами, которые должны быть
независимы: Конституционный суд на крючке
Банковой по уголовному делу об узурпации
власти Януковичем, Центральная
избирательная комиссия просрочена
на два с половиной года. Кум —
во главе Генпрокуратуры. Личный
финансовый консультант — во главе
Нацбанка. Бывший менеджер Roschen —
глава Нацкомиссии по энергетике
и коммунальным услугам.Люди с кармой реформаторов стройными рядами оставляют власть, при этом происходит наступление на политиков и активистов, борющихся с коррупцией. Реформы налоговой и таможни закончились провалом. Порошенко хорошо знает, как деградировала система, но предпочитает сохранять статус-кво. Апогей этого провала — расследование, показавшее: на президентском Пятом канале до сих пор выдают зарплату в конвертах.
Пока в обществе падает поддержка Порошенко, сокращается и его способность проводить реформы. Вряд ли нам удастся добиться фейерверка изменений в течение второй половины его президентства, поэтому следует сосредоточиться на нескольких целях. Первое — поменять закон о выборах. Действующая система позволила Януковичу узурпировать власть, а Порошенко — построить коррупционную вертикаль.
Второе — укрепление новых антикоррупционных органов. НАБУ должно получить право на прослушку и отдельный независимый суд. Конфликт между Антикоррупционным бюро и антикоррупционным прокурором Холодницким нужно прекратить любой ценой, иначе это разрушит соответствующую реформу изнутри. Сложнее с Нацагентством противодействия коррупции, оказавшимся под политическим влиянием властей,— его стоит взять под контроль общественности.
Следует добиться перезагрузки Генеральной прокуратуры и назначения независимого руководителя Государственного бюро расследований, иначе мы получим еще один филиал Администрации президента по обслуживанию политических прихотей своих кураторов.
В условиях парламентско-президентской республики Порошенко должен отказаться от несвойственных ему функций и делегировать их парламенту, чтобы посредством широкого политического диалога именно Рада превратилась в центр принятия политических решений. При этом максимальная вовлеченность гражданского общества может стать единственным барьером от сползания страны в популизм.
Отказ Порошенко от идеи баллотироваться на второй срок мог бы раскрыть перед ним новые возможности для реформ. Это восстановило бы доверие граждан, снизило градус противостояния. Только готовность Порошенко к такому шагу вызывает большие сомнения. А значит — впереди нас ждет борьба за власть, которая после себя камня на камне не оставит.
***
Напомню, в начале этого месяца Лещенко заявил, что приказ «наехать» на него в связи с его квартирой НАПК получило от Порошенко.
А в минувшем месяце Лещенко сообщил, что политическая проститутка Ляшко принялся в последнее время «мочить» Тимошенко, продавшись Порошенко за 30 сребреников.
******
Вы
поможете этому сайту, сделав несколько
перепостов его публикаций в социальных
сетях (Facebook, Twitter, Google и других) и/или на
форумах иных изданий.