Зеленский — первый среди проигравших…
Если Дональд Трамп что-то понимает, так это то, что есть победители и побежденные.
Период его первого президентства показал, как он ранжирует лидеров на основе их сильных и слабых сторон, а также – на свой личный вкус. В частности, отношения с Германией были сведены к минимуму, а такие страны, как Северная Корея, получали максимум внимания.
То, как каждый из лидеров впишется в орбиту Трампа в этот раз, будет зависеть от того, насколько они смогут втереться в доверие, а также опыт предыдущих отношений.
Лидер Израиля Биньямин Нетаньяху празднует победу своего коллеги, тогда как президенту Украины Владимиру Зеленскому нужно будет делать хорошую мину при плохой игре. Другие – такие как лидеры Индии Нарендра Моди и Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман будут искать возможности договариваться без того, чтобы, как при бывших администрациях США, им постоянно грозили пальцем.
Bloomberg предлагает рассмотреть, кто из лидеров в мире Трампа будет считаться другом, а кто врагом, передает «Зеркало недели».
Победители
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху
Он имел очень напряженные отношения с покидающим должность президентом Джо Байденом и приветствует приход в Белый дом старого союзника.
Трамп, вероятно, усилит поддержку Израиля со стороны США. Байден приостановил оказание военной помощи из-за беспокойства вреда, который боевые действия Израиля против ХАМАС наносят гражданскому населению Палестины.
Новый американский лидер также будет более привержен настойчивости Нетаньяху по продолжению борьбы с иранскими прокси и в отказе поддержать будущее Палестинское государство, несмотря на риски разжигания более широкой региональной войны.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди
Возвращение Трампа является стимулом для Моди, который сталкивается дома с критикой из-за своей индуистской националистической политики, а за рубежом – с обвинениями во внесудебных убийствах. Моди и Трамп имеют тесные личные связи, часто публично хвалят друг друга и называют друг друга друзьями.
Администрация Трампа может не поддержать стремление Канады привлечь правительство Индии к ответственности за вероятные убийства диссидентов. Обещание Трампа провести переговоры по прекращению войны России в Украине также дает Моди простор для поддержания тесных связей с Москвой, поставляющей Индии дешевую нефть и военное оборудование.
Администрация Байдена, напротив, выразила разочарование Нью-Дели, когда Моди встретился с Путиным в Москве в июле.
Президент россии (фашистское государство, признанное 27.01.15 Верховной Радой страной-агрессором) Владимир путин
Путин рассматривает возвращение Трампа как возможность воспользоваться разногласиями на Западе и добиться дальнейших побед в Украине. Он ожидает, что новый президент США расшатает единство союзников по НАТО и своей политикой «Америка превыше всего» поставит под сомнение будущее помощи Украине.
Вместе с тем, непредсказуемость Трампа вызывает в Кремле беспокойство. Пытаясь принудить Путина к урегулированию, он может в краткосрочной перспективе пойти на эскалацию конфликта с потенциально катастрофическими последствиями, такими как ядерная конфронтация.
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман
Фактический правитель королевства видит возможность возродить давно зашедшие в тупик усилия и заключить ключевой пакт о безопасности с Соединенными Штатами. Ожидается, что Трамп, команда которого разработала соглашения Авраама, открывшие дипломатические связи между Израилем и рядом арабских стран, уделит значительное внимание расширению этих связей на Саудовскую Аравию.
Если он сможет разблокировать мирный договор Израиля с королевством, это обеспечит политическую поддержку в Вашингтоне, чтобы распространить зонтик безопасности США на Саудовскую Аравию. Это позволит ей сосредоточиться на экономике и уменьшить опасения любых потенциальных угроз со стороны Ирана.
Премьер-министр Италии Джорджия Мэлони
Мэлони стала решительно проатлантической, но по сути остается правым политиком. И хотя она пообещала работать с тем, кто победит на выборах в США, ее близость с Илоном Маском, по всей вероятности, поможет ей прислушаться к новому президенту США. Она будет позиционировать себя в качестве проводника между НАТО, ЕС и Белым домом.
«Если Трамп попадет в Белый дом, НАТО не сломается, мы это уже проходили, но все ужесточится. Другая большая тема – Китай, но мы должны понимать, что мы, европейцы, не можем посредничать между США и Китаем. Мы являемся частью Запада, а Запад должен оставаться единым. Это значит, что мы должны избегать торговых войн любой ценой», – считает Франческо Тало, бывший главный дипломатический советник Мелони.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган
Турция может быть осторожно оптимистичной. Эрдоган и Трамп имеют общую историю теплого общения, часто разговаривают по телефону, причем Эрдоган даже называет его "моим другом". В отличие от эпохи Байдена, президентство Трампа может дать Эрдогану более прямой доступ в Вашингтон.
Антивоенная позиция Трампа и его фокус на торговле могут сыграть в пользу Эрдогана. Однако антиизраильская риторика Эрдогана может усугубить отношения, а недавние усилия Турции, направленные на усиление сотрудничества с Китаем, могут создать проблемы.
Лидер Северной Кореи Ким Чен Ин
Пожалуй, азиатским лидером, наиболее приветствующим возвращение Трампа, является северокорейский диктатор. Ким и Трамп установили теплые отношения через письма и две встречи на высшем уровне во время первого срока Трампа, хотя, в конце концов, отношения испортились, и никакого соглашения, которое положило бы конец разработке Северной Кореей ракет с ядерными боеголовками, способных достичь американского континента, достигнуто не было.
С тех пор Ким жестко отвергал все американские попытки диалога и сблизился с Путиным, поскольку арсенал оружия массового уничтожения Северной Кореи расширился. С возвращением Трампа Ким может надеяться на возможность снизить американское военное присутствие в регионе, а также ослабить растущие военные связи между США, Японией и Южной Кореей. Во время первого срока Трампа США в качестве жеста доброй воли были сокращены совместные с Южной Кореей военные учения.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан
Лидер националистов, которого Трамп хвалил за его стиль «сильной руки», сделал самую смелую в Европе ставку на победу Трампа, восхваляя его даже тогда, когда возвращение республиканца к власти казалось маловероятным из-за уголовных преследований в США.
Сейчас Орбан позиционирует себя как человека Трампа в Европе и надеется, что его личные связи со следующим президентом США укрепят его позиции в ЕС, где его считают белой вороной из-за его автократических взглядов и пророссийской позиции. Орбан ожидает, что Трамп быстро прекратит войну России против Украины и снизит давление США на Венгрию за ее отступление от демократии.
Президент Аргентины Хавьер Милей
Президент Аргентины сделал большую ставку на победу Трампа и не прогадал. Во время первой встречи с американским лидером в феврале Милей не упустил возможности рассказать ему, каким «очень великим президентом» он был, и пожелал ему переизбрания.
Милей надеется, что второе правительство Трампа склонит чашу весов в пользу Аргентины в Международном валютном фонде именно тогда, когда страна хочет получить новое соглашение, которое заменит действующую рекордную программу на 44 миллиарда долларов. Аргентинский лидер также сблизился с Илоном Маском – в этом году они встречались не менее трех раз и миллиардер заявил, что его компании ищут способы инвестировать в Аргентину.
Проигравшие
Президент Украины Владимир Зеленский
Он был одним из первых мировых лидеров, кто поздравил Трампа, но это не скрывает глубокой обеспокоенности Киева победой республиканца. Украина опасается, что Трамп может оказывать давление, чтобы заставить Украину отказаться от территорий в мирных переговорах с Россией и сократить финансовую и военную поддержку.
Изменения в администрации США происходят в то время, когда Россия медленно продвигается вперед в своей кампании по завоеванию большей части украинской территории в четырех аннексированных ею регионах. В то время как Байден неохотно поддерживал стремление Украины к НАТО и отказывался разрешить ей наносить удары вглубь российской территории с применением западного оружия, обещание Трампа закончить войну за 24 часа свидетельствует о том, что его приоритетом является выход из кризиса..
Президент Ирана Масуд Пезешкиан
Иран пока публично приуменьшает последствия еще одного президентства Трампа, но оно отрезает путь к дипломатии по ядерной программе. Тегеран рассчитывал на соглашение, пытаясь ослабить давление на свою пострадавшую от санкций экономику.
Во время своего пребывания в Белом доме большой поклонник Израиля Трамп применял политику «максимального давления» в отношении Тегерана. Вероятно, он захочет еще больше изолировать Иран, усилив суровые американские санкции, введенные им во время своего первого срока. Но Трампу придется столкнуться с регионом, который за последние годы претерпел изменения: Иран возобновил связи с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами – двумя странами, ранее поддерживавшими позицию «максимального давления».
Президент Китая Си Цзиньпин
Для Си Цзиньпина победа Трампа пришлась на неудачное время. Угрозы ввести 60% пошлины уничтожат торговлю с Америкой и единственное большое светлое пятно, поддерживающее китайскую экономику. Это также усугубляет неопределенность именно тогда, когда правительство Си разворачивает масштабный пакет стимулов для ускорения роста и укрепления доверия инвесторов. А это приводит к всеобщей неопределенности, чего Коммунистическая партия не любит. Впрочем, есть и положительные моменты. Маск, обладающий широкими деловыми интересами в Китае, продемонстрировал, что может влиять на Трампа. Республиканец также подверг сомнению американскую помощь Тайваню, который Пекин считает своей территорией.
Насмешки Трампа над Европейским Союзом относительно торгового дисбаланса и его амбивалентность по обязательствам США по безопасности перед азиатскими союзниками также могут дать Си определенное пространство для восстановления дипломатических связей, которые испортились во время правления Байдена.
Премьер-министр Японии Сигеру Исиба
Победа на выборах оказывает большое давление на нового лидера «Большой семерки», который пытается удержать страну после того, как правящая коалиция потеряла большинство на недавних общенациональных выборах. Трамп неоднократно называл профицит торговли Японии с США проблемой и призывал Японию платить больше за американское военное присутствие – 55 тысяч военнослужащих. Это самый многочисленный постоянный зарубежный контингент американских вооруженных сил.
Ранее Япония отбивалась от призывов платить больше, но действующее соглашение должно быть продлено в 2026 году. Япония также может столкнуться с дополнительным давлением со стороны Трампа из-за экспорта оборудования для производства микросхем в Китай, который США пытаются ограничить.
Раньше способность Японии справиться с требованиями Трампа частично заключалась в тесных отношениях американского лидера с покойным премьер-министром Синдзо Абэ – политики часто встречались за игрой в гольф. Известно, что Исиба не играет в гольф, но он может использовать то, что Япония может уменьшить часть бремени для США и помочь углубить их альянс.
Президент Мексики Клаудия Шейнбаум
Мексика с нетерпением ждет, как Трамп реализует свой таможенный план, который может стать препятствием на пути к ее цели – увеличение экспорта северному соседу за счет использования прибрежных портов. Еще одним источником беспокойства является ожидаемый в 2026 году пересмотр соглашения о свободной торговле между североамериканскими странами. Другим острым вопросом является иммиграция: Трамп угрожает оказывать финансовое давление на Мексику, несмотря на ее жесткую политику, которая накануне выборов помогла США снизить приграничную миграцию.
Бывший президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор имел теплые отношения с Трампом, а за несколько месяцев до ухода с должности даже называл его «сильным и дальновидным человеком». Его преемница заявила, что отношения Мексики с северным соседом должны быть улучшены, но упрекнула Трампу в том, как он в свое время прокомментировал торговые переговоры, которые проводил Марсело Эбрард, нынешний министр экономики.
Премьер-министр Великобритании Кир Стармер
Немногие из традиционных западных союзников Америки начинают отношения с Трампом с более сложного положения, чем лидер лейбористов. За четыре месяца в должности Стармер уже успел изрядно поссориться с Трампом после того, как штаб республиканцев обвинил его партию в том, что она отправляла волонтеров для агитации за кандидата от демократов Камалу Харрис.
Штурм Капитолия США 6 января 2021 года Стармер назвал «прямым нападением на демократию», а его министр иностранных дел Дэвид Ламми в 2017 году назвал тогдашнего президента США «женонавистническим, неонацистским социопатом, который симпатизирует неонацистам». Совсем недавно он публично поссорился с Илоном Маском после того, как миллиардер написал в Twitter, что ультраправые беспорядки в Великобритании приведут к гражданской войне.
Хотя Стармер может похвастаться относительно сбалансированной торговлей Великобритании с США и исторически высоким уровнем расходов на оборону, такие политические разногласия могут осложнить задачу убедить Трампа в том, что англо-американские отношения все еще остаются «особыми».
Президент Франции Эммануэль Макрон
Макрон уже работал с Трампом, что дает ему ценный опыт по сравнению с его европейскими коллегами. Действительно, во время первого срока Трампа оба лидера демонстрировали показательный альянс, включая ужин на вершине Эйфелевой башни.
"Готов работать вместе, как мы делали это в течение четырех лет", - написал Макрон на X.
Возвращение Трампа может придать дополнительный импульс идееМакрона, направленной на укрепление ЕС путем углубления интеграции между его экономиками.
Несмотря на оптимистические перспективы и возможность усиления европейских рычагов влияния, Франция мало что выигрывает в экономическом плане, но потенциально может многое потерять, если торговая напряженность снова обострится. Это может произойти быстро, если Трамп возобновит борьбу с Францией из-за налогообложения крупных технологических компаний, таких как Google. Четыре года назад едва удалось избежать пошлин на игристое вино, сыр и косметику, но суть этого спора остается нерешенной.
Президент Бразилии Луис Инасио Лула да Силва
Союзником Трампа в Бразилии является бывший президент Жаир Болсонару, главный политический соперник Лулы. Лула опасается, что возвращение Трампа может активизировать консервативное политическое движение во главе с Болсонаро, сторонники которого в прошлом году попытались поднять восстание против его правительства всего через неделю после его инаугурации.
В преддверии выборов в США Лула заявил, что молится за победу Гаррис, добавив, что Трамп поощрял антидемократические беспорядки в Капитолии после того, как проиграл переизбрание в 2020 году. Министерство финансов и центральный банк Бразилии также обеспокоены влиянием пошлин и планов государственных расходов Трампа, учитывая риски, что они подпитают инфляцию и увеличат стоимость финансирования по всему миру. Однако Бразилия считает, что если Трамп введет пошлины против Китая, США для своего импорта придется прибегнуть к бразильскому рынку.
Канцлер Германии Олаф Шольц
Ненависть Трампа к Ангеле Меркель создала огромное напряжение в американо-германских отношениях, а Шольц был ее министром финансов и преемником, так что ему будет трудно избавиться от этой связи. Германия стала объектом многолетней зацикленности Трампа на автомобилях и положительном торговом балансе и сейчас снова окажется на линии огня. Автомобильный сектор Германии является крупнейшей отраслью крупнейшей экономики Европы и очень уязвим к высоким пошлинам США на импорт, которые планирует ввести Трамп.
Шольц и его правящая коалиция открыто предпочитали Харрис Трампу. Трамп вряд ли не заметил или забыл эти комментарии. Так что скромное поздравление Шольцем Трампа с победой в сообщении на «Х» вряд ли поможет. Кроме того, в день победы Трампа правительство Шольца буквально развалилось после увольнения министра финансов Кристиана Линднера, поэтому теперь в стране могут состояться досрочные выборы.
***
«Экономика от Пророка» публикует лишь наиболее важную и интересную информацию о событиях (процессах) в Украине и мире— актуальные новости, аналитику, фотожабы и т.д.