среда, 25 ноября 2015 г.

Сбитый Турцией самолет очень дорого обойдется российской экономике

Кризис в отношениях России и Турции непосредственно скажется на совместных бизнес-проектах, пишет сегодня российский «Коммерсантъ» со ссылкой на высокопоставленные источники. 

Первой жертвой может стать газопровод "Турецкий поток", переговоры по которому с Анкарой и раньше шли крайне сложно, отмечается в статье. Под угрозой также может оказаться строительство АЭС "Росатома" в Турции или, например, проход российских судов через черноморские проливы, хотя этот транзит по международным соглашениям может быть ограничен лишь в случае войны с Анкарой. Сама же Турция сильно зависит от поставок российского газа, но источники издания сомневаются, что этот инструмент давления будет применен сразу. 
 
Инцидент с российским самолетом Су-24, который был сбит вчера турецким истребителем, "будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений", заявил вчера президент РФ Путин. Хотя ни о каких конкретных мерах по сворачиванию экономического сотрудничества с Анкарой он не говорил, не исключено, что совместные бизнес-проекты двух стран ничего хорошего не ждет, отмечает издание. Как пояснил высокопоставленный источник газеты в госструктурах РФ, теперь вопросы военного сотрудничества, международных контактов (в том числе по сирийской проблематике), а также бизнес-проекты будут либо свернуты, либо заморожены на долгие годы.

Высокопоставленный источник издания в администрации президента РФ подтвердил, что принятые в ближайшее время решения будут "жесткими" и окажут серьезное воздействие на российско-турецкие отношения во многих сферах. Он отметил, что окончательно они будут выработаны по итогам экспертных консультаций. Например, "Газпром" должен будет дать оценку целесообразности строительства газопровода "Турецкий поток". Пресс-секретарь президента РФ Песков заявил вчера, что "ситуация по проекту будет тщательно изучена".

"Турецкий поток" и так уже пострадал от политической неопределенности в Турции, связанной с поражением партии президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана на парламентских выборах в июне и последовавшими досрочными выборами. За это время масштаб проекта "Газпрома" сократился как минимум вдвое с исходных 63 млрд кубометров в год, а на практике в последнее время стороны обсуждали строительство только одной нитки (15,75 млрд кубометров). По словам источников издания, были надежды на то, что межправительственное соглашение по первой нитке может быть подписано в середине декабря, но теперь на это рассчитывать не стоит. Для "Газпрома" отмена "Турецкого потока" означает, что Турция продолжит снабжаться газом через Украину, и неясно, как будет решена задача снабжения Балкан. При этом так и не будут использованы уже сделанные огромные инвестиции в газопроводы в России под масштабные экспортные проекты через Черное море ("Южный коридор").


Для Турции, которая является вторым потребителем российского газа после Германии, ситуация также непростая, отмечает «Коммерсантъ». Анкара получает из РФ около 60% своего потребления газа, и альтернативных источников такого масштаба у нее нет. Хотя собеседники издания в российском правительстве и "Газпроме" вчера отвергали возможность того, что поставки газа в Турцию могут быть прерваны, год назад "Газпром" уже сокращал поставки по украинскому транзитному коридору, из-за чего страдала и Турция. Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research уверен, что "Турция не откажется от российского газа, а Россия — от его поставок по действующим маршрутам". Анкаре нужен газ, говорит эксперт, в то же время для "Газпрома" важен имидж надежного поставщика: "Если Россия установит эмбарго на экспорт сырья в Турцию, это вызовет истерику в Евросоюзе". 
 
От российской нефти Турция не зависит, но сама может критическим образом повлиять на ее поставки, контролируя проливы Босфор и Дарданеллы. Через них идет и существенная часть грузопотока российских черноморских портов, в том числе снабжение авиабазы Хмеймим в Сирии. "Закрытие проливов было бы катастрофой, но представить такое сложно",— говорит собеседник издания в крупной российской госкомпании. Режим прохода через проливы регулируется Конвенцией Монтре от 1936 года, по которой на Турцию наложены жесткие обязательства. Как отмечает партнер, руководитель международной практики Nektorov, Saveliev & Partners Марат Давлетбаев, согласно ст. 21 конвенции, если Турция сочтет, что ей угрожает непосредственная опасность войны, она может полностью взять под свой контроль навигацию военных судов в проливах. 
 
Под угрозой может оказаться и самый крупный сейчас энергетический контракт России с Турцией — строительство АЭС "Аккую" "Росатома", которая должна была стать первой атомной станцией в стране. Станция из четырех блоков мощностью 4,8 ГВт оценивается в $22 млрд — это самый большой контракт в портфеле госкорпорации.

Первый блок планируется ввести в 2022 году. При этом "Росатом" должен стать собственником не менее 51% станции, а ее строительство сейчас напрямую финансирует РФ: общий объем господдержки должен составить 93 млрд руб. Все соглашения и контракты по проекту между российской и турецкой сторонами заключены, получена существенная часть разрешений от турецких регуляторов, поэтому полная отмена проекта выглядит маловероятной. Если это все же произойдет, "Росатом" потеряет контракт. 
 
Я же хочу ко всему этому добавить, что пусть Москва не считает потери Турции, а думает о собственных проблемах от конфликта с Анкарой, которые будут для российской экономики просто огромны.

Напомню, Эрдоган еще в начале октября предупреждал Путина, чтобы он прекратил безобразничать со своими самолетами близ границ Турции. И уже тогда турецкий президент анонсировал действия против России в случае обострения ситуации. 

«Мы являемся покупателем номер один природного газа из России. Потеря Турции будет серьезной потерей для России. При необходимости Турция может покупать природный газ в самых разных местах», — заявил тогда президент Турции. Еще он предупредил, что Турция также может пересмотреть вопрос о строительстве АЭС «Аккую» по российскому проекту. «Если русские не построят АЭС «Аккую», кто-то другой придет и построит ее», — пояснил тогда Эрдоган.

И пусть в Кремле также не беспокоятся, что у Турции будут большие проблемы, если она откажется от российского газа. В Анкаре давно уже ведут приготовления на этот случай.

Так, первым зарубежным лидером, который посетил Тегеран еще в апреле - после прорыва на переговорах по иранской ядерной программе - стал президент Турции Эрдоган. При этом одним из важнейших вопросов тех переговоров (6 апреля) стало будущее транзита иранского газа в Европу. Снятие санкций позволит Тегерану увеличить экспорт газа в Европу, что приведет к неизбежному столкновению интересов России и Ирана. Турция же сможет усилить свои позиции в качестве регионального энергетического "хаба" и ключевого транзитера газа в ЕС. Соответственно, Турция заменит в этой ситуации для себя российский газ на иранский.

При этом вопрос о снятии Западом санкций с Ирана был решен еще летом — эта страна и "шестерка" международных переговорщиков 14 июля достигли исторического соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома. А уже 15 декабря ожидается полное снятие санкций с Ирана.

Ну а российской экономике, которая и без того ныне пребывает в катастрофическом состоянии, теперь, после обострения конфликта с Турцией, как говорится, не позавидуешь...

Тем более, что Запад принял в минувшую субботу решение о продлении еще на полгода санкций против России за ее агрессию в отношении Украины. 

Например, после того как глава МИД РФ Ларов вчера заявил, что ведомство рекомендует гражданам России воздержаться от поездок в Турцию с туристическими целями, сразу же начали нести крупные потери российские туроператоры и страдать российские туристы.