четверг, 30 июня 2016 г.

Высшее руководство Украины обслуживает олигархов – глава Transparency International



Хосе Угас, человек, посадивший президента своей страны, Перу, предлагает Украине использовать опыт Международной комиссии против безнаказанности.


Применима ли в случае Украины мировая практика, которая дает возможность разорвать порочный круг безнаказанности за коррупционные преступления? В поисках ответа на этот вопрос я в прошлом месяце посетил Украину в качестве председателя правления Transparency International, международного антикоррупционного движения. 

После встреч с высшими должностными лицами страны, включая президента Петра Порошенко, министра юстиции [Павла Петренко], генерального прокурора [Юрия Луценко] и членами парламентского комитета по противодействию коррупции, после бесед с представителями стран-доноров, которые финансово поддерживают реформы в Украине, с представителями прессы и гражданского общества стало совершенно ясно, что доверия к нынешней системе нет ни у кого. 

Хотя многие мои собеседники воспринимают положение как безнадежное, опыт показывает, что ситуацию можно исправить как реформами, которые решительно поменяли бы механизмы и принципы работы юстициарной системы внутри Украины, так и приглашением иностранных специалистов в качестве нейтральных наблюдателей, партнеров, инструкторов и настройщиков перемен - как это было, например, с Международной комиссией против безнаказанности в Гватемале. 

Если власти не удается сдерживать коррупцию, вся власть неизбежно оказывается скомпрометирована. 

Грандиозное дело о коррупции против бывшего президента Виктора Януковича и его присных остается без движения из-за застарелых проблем в национальной судебной системе. Постоянно обнаруживаются связи между действиями высших должностных лиц страны и интересами украинских олигархов. Вместо того, чтобы работать по установленным для него законам, крупный бизнес Украины задействует огромные средства для того, чтобы коррумпировать в своих интересах структуры власти. 

Такое положение поставило правительство перед необходимостью создавать структуры для противодействия коррупции - Национальное антикоррупционное бюро, Национальное агентство по предотвращению коррупции, электронную систему контроля госзакупок ProZorro.
Ключевой проблемой, однако, остается крайне неэффективная и подверженная коррупции система правосудия. Министр юстиции упомянул в разговоре, что 12 судей сейчас находятся под следствием и обвиняются в причастности к коррупционным схемам. Именно из-за глубокой коррумпированности правосудия президент был вынужден предложить на должность генерального прокурора человека, которому он безусловно доверяет, даже несмотря на отсутствие у того необходимого юридического образования. 

В правительстве также обсуждается идея создания Специализированного антикоррупционного суда. 

Но гражданские активисты и власти вовсе не склонны ограничиваться уже принятыми мерами и уже озвученными идеями. Есть понимание, что на ситуацию могло бы повлиять привлечение к процессу утверждения судей международных экспертов и специалистов и включение в составы судебных коллегий иностранных судей, которые могли бы гарантировать свободное от коррупционного влияния и независимое разбирательство дел. 

Рассматривается также опыт CICIG, Международной комиссии против безнаказанности в Гватемале (Comisión Internacional contra la Impunidad en Guatemala). Эта комиссия была создана под эгидой ООН и начала работать в Гватемале в 2008 году. (Соглашение об образовании этой комиссии было подписано 12 декабря 2006 года). 

CICIG работает в Гватемале под руководством опытного иностранного прокурора, в ее штате более 30 следователей и детективов с разным гражданством. Они работают в тесном сотрудничестве с тщательно отобранной группой местных прокуроров и следователей, совместно с ними расследуя наиболее ответственные и громкие дела.

За прошедшие годы такая модель сотрудничества показала высокую эффективность. CICIG не только помогла расследовать масштабные преступления, но и значительно способствовала повышению профессиональной компетентности и возможностей гватемальской национальной прокуратуры и судей, с которыми сотрудничала. Именно благодаря ее расследованию бывшие президент и вице-президент Гватемалы сейчас находятся за решеткой за участие в коррупционных и мошеннических схемах.

Использование опыта CICIG и его привязка к реалиям Украины могло бы стать точкой отсчета для преодоления системных пороков украинской судебной сферы. 

Transparency International предлагает обсудить этот подход на нейтральной международной площадке, Международной антикоррупционной конференции, которая пройдет ближе к концу этого года в Панаме. Там нам удастся собрать ведущих мировых специалистов, чтобы проработать вопросы практической реализации этого плана для Украины.   

После проведения конференции обсуждение должно будет переместиться в Киев, где расследователи с международным опытом смогут предметно обговорить тему с теми, кто принимает в Украине политические решения. Transparency International берет на себя подготовку и организацию такой встречи. 

Коррупция слишком долго пользовалась практической безнаказанностью. В 2017 году в Украине должны быть созданы механизмы для преодоления безнаказанности коррупционеров и приняты меры для решительного снижения масштабов коррупции. 

Хосе Угас - председатель правления международной антикоррупционной общественной организации Transparency International (в начале июня посетил Украину и провел здесь несколько официальных и неофициальных встреч)

ЛІГА.net, 30 июня 2016 г.

Фраза Угаса «постоянно обнаруживаются связи между действиями высших должностных лиц страны и интересами украинских олигархов» - это еще слишком мягко сказано. Хотя благодаря этим словам становится совершенно понятно, ЧТО он думает про нынешнюю украинскую власть во главе с президентом Порошенко.

Для Угаса, вне всякого сомнения, после недавнего посещения Украины, стало абсолютно  очевидно, что президент Порошенко – это олигарх, отстаивающий на своей высокой должности собственные олигархические интересы. А олигарх – это жулик и вор очень крупного масштаба, наживающийся за счет разграбления страны. 

Напомню, в начале этого месяца из опубликованного расследования журналистов программы Схемы стало известно, что «Кассир» Партии регионов и глава АП — большие друзья. 

Через несколько дней после этого нардеп Егор Соболев сообщил, что в «черной бухгалтерии» ПР есть следы Порошенко.

А еще через пару дней издание ЛІГА.net со ссылкой на два независимых друг от друга высокопоставленных источника в энергетическом секторе рассказало, что Порошенко расплатился с еще одним олигархом Коломойским за «нужные» голосования в Раде 2 млрд кубометров спорного газа из украинских подземных хранилищ. 

Все эти факты подтверждают вывод Угаса о том, что высшее руководство Украины обслуживает интересы олигархов.

Наконец, всем известно, что еще в марте 2014 года Порошенко на тайной встрече в Вене вступил в сговор с бывшим преступным режимом в лице жуликов-олигархов Фирташа и Левочкина. Два последних мерзавца потом в этом сами признались, да еще под присягой.

Поэтому предлагаемые главой Transparency International меры по борьбе с коррупцией в Украине хотя, конечно, и хороши, но еще более эффективной и крайне необходимой мерой является, безусловно, скорейшее отстранение от власти Порошенко и избрание новым президентом нормального человека, никак не связанного с бизнесом.