Россия оказалась в
ситуации, чем-то напоминающей «Уловку-22».
Кремль попал в западню нерадостного
для него режима ожидания. Он ждет
повышения цен на нефть и газ, ждет раскола
Запада, ждет распада Украины. Однако,
похоже, в конечном счете стратегия
России в Украине потерпела провал.
Такие
выводы изложил Кирк
Беннет — бывший дипломат, работавший
в Москве и Киеве — в
статье в американском издании The American Interest.
Прошло чуть больше года
с тех пор, как Москва захватила Крым и
спровоцировала «русскую весну» в попытке
отделить от Украины весь восток и юг.
Тем не менее, пишет эксперт, прошлой
весной Россия не сумела нанести
нокаутирующий удар, что позволило Киеву
оправиться и установить твердый контроль
над большей частью страны, причем даже
в тех районах, где говорят на русском
языке.
При
этом, отмечает автор, у
Украины появился самый невероятный
союзник — Саудовская Аравия. Ярким
примером действия закона непреднамеренных
последствий стало то, что российская
экономика понесла большой побочный
ущерб от саудовской кампании против
добычи сланцевой нефти в Северной
Америке (и во вторую очередь, против
Ирана). Война на истощение на Донбассе
в значительной степени стала заложницей
экономической войны на истощение,
ведущейся в Баккеновской формации.
Такая ситуация оказалась неожиданностью
для России (да и для всех остальных, если
говорить честно) после ее вторжения
вУкраину.
Похоже,
что цены на энергоресурсы будут низкими
еще много лет, а это будет ослаблять
российскую экономику и ее военный
потенциал, лишая страну возможности
вести войну в
Украине, констатирует
эксперт.
Крупный катаклизм на Ближнем Востоке
может развернуть эту тенденцию вспять,
снова подняв нефтяные цены; но показательно
то, что они снижаются даже в условиях
хищнических набегов исламистов в Ираке
и хронического хаоса в Ливии. А ослабление
санкций против Ирана обеспечит поступление
на рынок дополнительных объемов нефти
и газа.
Причем,
по мнению автора статьи, если
саудовский фактор был непредвиденным,
то западная реакция на российское
вторжение в
Украину представляет собой вполне
реальный просчет Москвы. Кремль наверняка
ожидал, что реакция будет примерно такой
же, как в 2008 году в связи с событиями в
Грузии. Он рассчитывал, что зазвучит
жесткая западная риторика, что будет
введено несколько формальных санкций,
а шесть месяцев спустя появится
пресловутая кнопка перезагрузки, и все
пойдет как обычно. Но вместо этого
западные страны ввели против России
довольно мощные санкции и пока не
собираются от них отказываться. Санкции
против отдельных лиц носят в основном
символический характер, но ограничения
на кредитование создают серьезные
трудности для российских компаний,
особенно в условиях нынешнего
экономического спада.
Кремль
отнюдь не готовится к смелым, но
потенциально катастрофическим действиям
типа ядерной войны, считает
Беннет.
Похоже, что он ушел в глухую оборону и
намерен вести долговременную борьбу,
испытывая силу воли противника.
Но, предупреждает автор, можно лишь догадываться о том, будет или нет время работать на благо России. Москва по сути бессильна и никак не может повлиять на энергетическую политику Саудовской Аравии, а поэтому Кремлю остается лишь набраться терпения и ждать, когда условия на рынке приведут к новому подъему цен на углеводороды. Тогда как в предстоящие несколько лет возврат к цене 100 долларов за баррель весьма маловероятен, да и в среднесрочной перспективе он тоже не гарантирован. Бывший министр финансов Алексей Кудрин недавно предупредил, что Россию ждут пять лет стагнации. А это значит, что в новую фазу конфликта она вступает не с самых прочных экономических позиций.
Ослабления западных санкций Россия сможет добиться только в том случае, если обеспечит некое подобие перемирия на Донбассе. Но прекращение боевых действий лишит Москвы возможности использовать свое подавляющее военное превосходство, а украинцы получат передышку, чтобы консолидировать свое национальное самосознание, укрепить государственность, провести далеко идущие реформы и встать на путь ассоциации с Евросоюзом, который со временем приведет ее к членству в ЕС.
С другой стороны, возобновление Россией крупномасштабных военных действий не только гарантирует сохранение действующих санкций, но и может привести к введению новых. Более того, выжившие в руинах Мариуполя и Харькова вряд ли будут встречать российские войска как освободителей. Сейчас появляются сообщения о том, что пенсии на Донбассе начали выплачивать в рублях. А это дополнительное финансовое бремя, которое берет на себя Россия в тех районах, которые находятся под ее контролем. Если российская оккупация распространится и на другие разрушенные районы Украины, это бремя еще больше увеличится.
Таким образом, Россия оказалась в ситуации, чем-то напоминающей «Уловку-22». Хрупкое минское соглашение о прекращении огня ослабило давление на российскую экономику — но и на Киев тоже. Москве будет трудно дестабилизировать Украину без нового военного наступления, однако возобновление боевых действий сведет на нет любые попытки ослабить санкции Запада. А поскольку быстрых и легких операций типа крымской не предвидится, Кремль попал в западню нерадостного для него режима ожидания. Он ждет повышения цен на нефть и газ, ждет раскола Запада, ждет распада Украины. Если Москве не улыбнется удача как минимум на двух из этих фронтов, ей придется бесконечно субсидировать изолированный Крым и разрушенный Донбасс в условиях экономического застоя, в то время как остальная часть Украины, даже находясь в сложном экономическом положении, будет неотвратимо уходить из поля притяжения Москвы. Это может со временем привести к осознанию того, что стратегия России в Украине, несмотря на некоторые блестящие тактические моменты, в конечном счете потерпела провал.
«И вот тогда настанет время для серьезных переговоров. И это будут не переговоры между Востоком и Западом о сферах влияния, проводимых через головы входящих в них стран. Это будут переговоры между Москвой и Киевом. И главным элементом этих переговоров будут условия ухода России», - указал Беннет в конце статьи.
Но, предупреждает автор, можно лишь догадываться о том, будет или нет время работать на благо России. Москва по сути бессильна и никак не может повлиять на энергетическую политику Саудовской Аравии, а поэтому Кремлю остается лишь набраться терпения и ждать, когда условия на рынке приведут к новому подъему цен на углеводороды. Тогда как в предстоящие несколько лет возврат к цене 100 долларов за баррель весьма маловероятен, да и в среднесрочной перспективе он тоже не гарантирован. Бывший министр финансов Алексей Кудрин недавно предупредил, что Россию ждут пять лет стагнации. А это значит, что в новую фазу конфликта она вступает не с самых прочных экономических позиций.
Ослабления западных санкций Россия сможет добиться только в том случае, если обеспечит некое подобие перемирия на Донбассе. Но прекращение боевых действий лишит Москвы возможности использовать свое подавляющее военное превосходство, а украинцы получат передышку, чтобы консолидировать свое национальное самосознание, укрепить государственность, провести далеко идущие реформы и встать на путь ассоциации с Евросоюзом, который со временем приведет ее к членству в ЕС.
С другой стороны, возобновление Россией крупномасштабных военных действий не только гарантирует сохранение действующих санкций, но и может привести к введению новых. Более того, выжившие в руинах Мариуполя и Харькова вряд ли будут встречать российские войска как освободителей. Сейчас появляются сообщения о том, что пенсии на Донбассе начали выплачивать в рублях. А это дополнительное финансовое бремя, которое берет на себя Россия в тех районах, которые находятся под ее контролем. Если российская оккупация распространится и на другие разрушенные районы Украины, это бремя еще больше увеличится.
Таким образом, Россия оказалась в ситуации, чем-то напоминающей «Уловку-22». Хрупкое минское соглашение о прекращении огня ослабило давление на российскую экономику — но и на Киев тоже. Москве будет трудно дестабилизировать Украину без нового военного наступления, однако возобновление боевых действий сведет на нет любые попытки ослабить санкции Запада. А поскольку быстрых и легких операций типа крымской не предвидится, Кремль попал в западню нерадостного для него режима ожидания. Он ждет повышения цен на нефть и газ, ждет раскола Запада, ждет распада Украины. Если Москве не улыбнется удача как минимум на двух из этих фронтов, ей придется бесконечно субсидировать изолированный Крым и разрушенный Донбасс в условиях экономического застоя, в то время как остальная часть Украины, даже находясь в сложном экономическом положении, будет неотвратимо уходить из поля притяжения Москвы. Это может со временем привести к осознанию того, что стратегия России в Украине, несмотря на некоторые блестящие тактические моменты, в конечном счете потерпела провал.
«И вот тогда настанет время для серьезных переговоров. И это будут не переговоры между Востоком и Западом о сферах влияния, проводимых через головы входящих в них стран. Это будут переговоры между Москвой и Киевом. И главным элементом этих переговоров будут условия ухода России», - указал Беннет в конце статьи.
Напомню,
5 мая комитет
Европарламента по иностранным делам
одобрил проект резолюции, которая
предполагает ужесточение антироссийских санкций в случае невыполнения Москвой
минских соглашений. Голосование по
документу состоится в июне. Данное
обстоятельство подтверждает справедливость
вышеприведенных оценок американского
эксперта.
Причем, что особенно
важно, в Европарламенте в этот раз
довольно неожиданно связали возможное
усиление санкций против РФ еще и с
требованием к ней вернуть Украине Крым.
«Если Россия продолжит дестабилизировать
ситуацию на востоке Украины и не откажется
от незаконной аннексии Крыма,
Евросоюз должен усилить санкции и
рассмотреть возможность предоставления
оборонительных вооружений и другой
военной помощи
Украине», — указывается в тексте
заявления комитета Европарламента.
При этом справедливо
и мнение Беннета, что дела в России идут
очень плохо. Как сообщил вчера Минфин РФ, Резервный фонд России за апрель 2015
года сократился на 10,7% и на 1 мая составил
3 трлн 950,49 млрд рублей, а Фонд национального
благосостояния (ФНБ) уменьшился на
9,2% - до 3 трлн 946,42 млрд рублей.
При таких темпах
«проедания» резервов они в России как
раз и закончатся или почти закончатся
к концу нынешнего года, о чем недавно предупредили российское правительство
эксперты Сбербанка РФ.