Во всем мире об Америке говорят две вещи. Первое, что США уже не прежняя сверхдержава. Второе, что все важные дела следует приостановить, дождавшись исхода президентских выборов в США. А теперь добавим и третье: Дональд Трамп в качестве президента станет для мира самым страшным кошмаром.
Слухи об американском упадке очень сильно преувеличены. Соединенные Штаты остаются единственной в мире сверхдержавой. Только Америка способна вмешиваться практически во все и почти везде. Она стоит на вершине внушительной системы альянсов. За последние десять лет или около того изменилось лишь одно: появились определенные издержки, сместился баланс сил на мировой арене и изменились политические настроения внутри страны.
Но при этом Америке нет равных. Пройдут десятилетия, прежде чем Китай догонит ее по военной мощи и по техническим достижениям — если это вообще произойдет. Вашингтон по-прежнему является незаменимым стражем мирового порядка. Так что, да, американцам решать, кого они хотят видеть в Белом доме, но их выбор будет иметь колоссальное значение для всех остальных.
Тем более, что самым вероятным кандидатом от Республиканской партии стал Трамп. Можно многое говорить о его триумфе в гонке праймериз: о том, как Великая старая партия Авраама Линкольна начала процесс саморазрушения; как торговец недвижимостью и телезвезда реалити-шоу воспользовался усиливающейся тревогой и недовольством американцев из-за отсутствия роста материального благосостояния и утраты культурных ориентиров, в которых они увидели итог глобализации; и как средства массовой информации практически вступили в сговор, обращаясь с Трампом как с клоуном, ведущим прибыльное эстрадное представление.
Надо также сказать, что политики-популисты справа и слева исполняют во всем мире похожую мелодию. Лидер французского Национального фронта Марин Ле Пен выступает с позиций исламофобии, как и правофланговая партия «Альтернатива для Германии». В Британии лагерь сторонников выхода из ЕС делает ставку на враждебное отношение народа к политической элите, пытаясь оторвать страну от ее же собственного континента.
Политика имеет тенденцию приспосабливаться к событиям. Сейчас возникает соблазн заявить: что ж, может быть, это не так уж и плохо. Кандидаты во время первичных выборов всегда подыгрывают своим избирателям, а потом возвращаются на центристские позиции. И Трамп от них ничем не отличается. Но дело в том, что этот кандидат совсем другой. Он не консерватор и даже не республиканец. Его избирательная платформа напичкана левым экономическим популизмом и отвратительным правым национализмом. То, что сходит за его внешнюю политику, это не иначе как воинственный изоляционизм. Отгородиться от Мексики и не пускать в США мусульман — от такой политики очень непросто отречься.
Ах, да, республиканцы старой школы говорят, что Трамп в ноябре не победит. Он настроил против себя 70% женщин и еще большее количество латиноамериканцев и афроамериканцев. Его персональные рейтинги неодобрения зашкаливают. Так что по законам элементарной арифметики он обречен на поражение. На самом деле, республиканский истэблишмент тревожит то, что Трамп потянет за собой всю партию. У демократов уже сейчас есть неплохие шансы вернуть под свой контроль сенат. А Трамп может сдать палату представителей.
Конечно, одно дело, когда республиканцы выбирают его кандидатом, и совсем другое, когда американцы решают, быть или нет ему в Белом доме. И тем не менее, из праймериз надо вынести один очень важный урок: оппоненты Трампа постоянно его недооценивают.
Поражает то, что республиканцы, которых Трамп ставит в тупик, больше демократов уверены в проигрыше этого человека на пути к выборам. Хиллари Клинтон была бы весьма компетентным президентом. Но демократам прекрасно известно, что это не делает ее хорошим кандидатом.
А теперь о внешней политике Трампа. Его предвыборные слоганы кричат, что он хочет снова сделать Америку великой. Трамп не будет осторожничать и ходить вокруг да около. Враги, и прежде всего ИГИЛ, сразу получат по зубам. По законам Трампа, непредсказуемость — достоинство. Но в основном он за смешение не прибегающего к оправданиям национализма и старомодного изоляционизма.
Он хочет, чтобы американские союзники в Европе и Азии платили более высокую цену, а иначе Америка отправит свои войска домой. Его не волнует то, что Япония и Южная Корея в ответ на дестабилизацию в Восточной Азии создадут собственное ядерное оружие. Он восхищается российским президентом Владимиром Путиным. Торговые соглашения, наносящие вред американскому бизнесу и занятости (то есть, почти все), будут разорваны в клочья, а импорт из Китая будет обложен новыми пошлинами.
Если сложить все это воедино, получится, что Трамп по сути дела предлагает разрушить глобальную архитектуру, созданную США в конце Второй мировой войны. В основе его концепции лежит представление о том, что Pax Americana — на сто процентов альтруистская затея, международный порядок, подаренный щедрой Америкой неблагодарному миру.
Но на самом деле, благодаря этим правилам и институтам национальные интересы США закрепились в международной системе. Американское процветание и безопасность нельзя отделить от превосходства мировой державы. Вот почему Китай и прочие государства на подъеме требуют сегодня более весомого права голоса в управлении системой. Если отказаться от всего этого, собрать чемоданы и вернуться домой, такие действия существенно ослабят американскую власть и влияние. Решение за американцами, но такой выбор будет плох для всех.
Филип Стивенс, The Financial Times (Британия)
Надо же, только сегодня утром, комментируя очередные вчерашние дифирамбы Трампа в адрес Путина, я указывал, что его победа на президентских выборах в США принесет большой негатив как Украине, так и самим США...
Как видим, автор данной статьи в The Financial Times берет еще шире. По его мнению, президентство Трампа обернется кошмаром для всей планеты...